«The Penta Magazine»

Техника Pentax
SMC Pentax FA Zoom 80-320/4.5-5.6

В поисках приключений

общая информация о журналеКто не мечтал о "Фотоснайпере" двадцать лет назад? "ТАИР-3" был пределом желаний любого фотоохотника. Особенно когда на нем появилась прыгающая диафрагма с предварительным заводом. Конечно, хлопала она громко но приклад помогал погасить сотрясение. А насколько же хорош был железный чемодан с ремнями для переноски за спиной! А когда появился еще "Зенит -TTL"! Впрочем не будем иронизировать по адресу "Фотоснайпера". Ведь этому "наблюдательно – фотографическому прибору наземной разведки", разработанному в 1943 году профессором Волосовым, мы многим обязаны. Не только фотографы, а все те, чьи отцы вернулись с фронта…

SMC Pentax FA Zoom 80-320/4.5-5.6По какому же поводу я достал с антресолей чемоданчик, покрытый молотковой эмалью и толстым слоем пыли? Он понадобился для сравнения. Я достал из кармана жилета объектив SMC Pentax FA Zoom 80-320/4.5-5.6. Вес – 550 г. Да, разница есть. Прогресс кое – где движется вперед. Объектив имеет диаметр 73,5 мм и длину всего 129 мм (при фокусном расстоянии 80 мм), его оптическая схема включает 13 линз (у "ТАИРа" их всего 3).

Тем не менее не все характеристики этого объектива рекордны. Хотя диапазон фокусных расстояний, конечно, производит впечатление, но сейчас не является революционным. На прилавках можно встретить подобные объективы и, кстати, подешевле, как, например, Sigma 70-300/4-5.6. Невелика разница и в максимальном фокусном расстоянии, и в кратности зуммирования. Но даже не проводя лабораторное тестирование, можно с большой долей уверенности предположить, что качество изображения нового объектива выше всяких похвал.

На коротком фокусном расстоянии светосила объектива равна 4.5, на 320 мм – 5.6. Но при зуммировании она падает не постепенно, а почти сразу, где – то на 120 мм, поэтому во избежание ошибок лучше считать, что его светосила не более 5.6 (см. "Колонку редактора" Прим. редакции). Причем при реальном диаметре передней линзы около 55 мм (резьба под светофильтр – 58 мм) точное значение светосилы для положения "теле" даже меньше.

SMC Pentax FA Zoom 80-320/4.5-5.6Яркие видоискатели современных камер несколько компенсируют небольшую светосилу зумов, нопроблемы состоят не в яркости картинкив видоискателе. Здесь приходится опять вспомнить известное правило: при очень ярком солнечном освещении , например, летом на пляже, выдержка при диафрагме 16 примерно соответствует чувствительности пленки. Значит, прииспользовании пленки 100 ед. ISO и летнем полуденном солнце мы можем применять следующие пары диафрагма – выдержка (примерно): f/16 – 1/125, f/11 – 1/250, f/8 – 1/500 и f/5.6 – 1/1000. Но с данным объективом на фокусном расстоянии 320 мм выдержка 1/125 уже может дать "смазку", так что диапазон доступных выдержек и диафрагм невелик. Если же солнце уже ближе к горизонту, да набежало облачко, или объект в тени – ставь 1/125, диафрагму 5.6 и задерживай дыхание.

pictА осенью, да еще в пасмурную погоду, даже при полностью открытой диафрагме экспонометр показывает – увы! – в лучшем случае 1/60, а то и длиннее. Прислонившись во избежание "стряхивания" к стволу дерева, еще можно попытаться "половить" дроздов на боярышнике или поползня у кормушки (илл.1), но что делать с "шевеленкой"? На длинных выдержках вместо шустрой пернатой мелочи на пленке чаще всего получается мутное пятно (илл. 2). Так что для анималиста, если в его руки попадет этот объектив, рабочей должна стать пленка 400 ед. ISO.

Хотя система автофокусировки современных камер Pentax нормально работает при диафрагме 5.6, но все – таки чем выше освещенность, тем автофокусировка быстрее, что показывают все тесты. Поэтому я не открою Америки, если скажу, что для фотоохоты 300 мм объектив со светосилой 4 или хотя бы 4.5 в некоторых отношениях еще не полностью сдал позиции. Тот же старый добрый "Фотоснайпер", к примеру. Если бы он был еще и автофокусный…

У зума, правда, есть существенное преймущество. 300 мм объективом нелегко поймать ту же птичку, например. Приходится даже отрывать глаз от видоискателя. А здесь есть возможность сначала увидеть объект всего с полуторакратным увеличением, а затем его приблизить.

Pentax 80-320 имеет впечатляющее ближнее расстояние фокусировки – всего 1,5 метра, что обеспечивает масштаб изображения 1:3.6. Это уже макрорежим. То есть на минимальной дистанции в кадр попадает прямоугольник примерно 8х12 см, что вполне годиться для охоты на крупных бабочек.

Поэтому для фотоохотников этот объектив хорош, хотя и не идеален. Для них лишний килограмм имеет, конечно, значение, но если из-за экономии веса привезешь с Сахалина рулон нерезких кадров… Или если редактор скептически относится к пленке 320 ISO и не ставит поэтому кадр на разворот…

SMC Pentax FA Zoom 80-320/4.5-5.6А вот чем этот объектив точно может стать, так это личным оружием их папарацци или нашего городского фото партизана. Он не выглядит так устрашающе, как "телескопы" спортивных репортеров, не привлекает внимания на улице, не требует для ношения кофра. Аппарат с ним легко убирается под куртку, а, отсоединеннный, объектив хорошо умещается и в кармане пиджака. Благо "Пентаксы", особенно линии MZ, славятся миниатюрностью, даже иногда, по мнению особо рукастых, в ущерб удобству работы. А вполне прилично снять человека в рост через среднюю по ширине улицу можно. Если же это нужно для газетной иллюстрации, и можно использовать чувствительную пленку – тогда вообще "ноу проблемз", даже вечером.

SMC Pentax FA Zoom 80-320/4.5-5.6Объектив "садится" на любой Pentax – и древний К1000,и самый современный MZ-5n, и на "Зениты" с байонетом "К", и на многие другие неавтофокусные камеры различных производителей, в том числе недорогой Soligor SR 200PK. Естественно, жаль, что в этих камерах нельзя использовать возможность автофокусировки, но объектив удобен и для ручных операций настолько, что привыкаешь к нему за один день.

Просто же побродить с таким объективом на камере очень приятно. Знакомые улицы, знакомые дома. В видоикатель видны незаметные раньше детали, необычно приближаются дальние планы (илл. 3 и 4).
Интересно…

© Андрей Паршев
© 1998 ФОТО и ВИДЕО


Я могу рекомендовать этот журнал, как лучший источник фото информации в России. Профессиональные тесты оборудования, множество статей посвященных фото искусству, отличные страницы с новостями… На данный момент в России есть пожалуй только два крупных фото журнала: «ФОТО и ВИДЕО» и «ФОТОМАГАЗИН», но после нескольких странных (непрофессиональных) статей в «ФОТОМАГАЗИНЕ» я покупаю только «ФОТО и ВИДЕО».

Вы можете найти этот журнал в Интернете по адресу www.foto-video.ru. Также большое спасибо Андрею Паршеву (автору статьи), Павлу Комиссарову (PR журнала) и Владимиру Нескоромному (редактору «ФОТО и ВИДЕО»).

Редактор "The Penta Magazine" – Денис Климович.


The Penta Magazine № 1 (1999)