«The Penta Magazine»

Фотошкола. Снимать или не снимать свадьбу?

С этим вопросом рано или поздно сталкивается каждый фотограф. Если Вы продолжаете читать далее, то я буду полагать что, несмотря на все предостережения, более опытных товарищей Вы все же решили взвалить на себя эту ношу… И я попробую Вам доказать что все не так уж и страшно и Вы сможете с этим справиться. Ниже я попытаюсь перечислить основные моменты, на которые Вы должны обратить внимание, когда готовитесь к бедствию- я имел в виду день свадьбы, заполненный возбужденными невестой и женихом, их нервными родителями, взбудораженными родственниками и, конечно же, высокомерными организаторами события.

Вас, конечно, интересует насколько я квалифицирован в вопросе, который пытаюсь раскрыть в этой статье. Должен сообщить Вам, что я отснял всего одну свадьбу, на которой даже не был основным фотографом. Вдобавок ко всему я даже не был среди тех, кого выбрали на эту роль жених и невеста. Я попросил разрешить мне немного поснимать из любопытства и для приобретения опыта. В итоге удалось снять 6 пленок в свободное от роли свидетеля время. Но я несколько отклонился от темы. То, что Вы будете читать далее, представляет собой некоторое объединение моего собственного опыта, мнений выраженных членами PDML и информации с других ресурсов Интернета1. Ну что ж приступим.

Не старайтесь стать основным фотографом на свадьбе
«Вспомогательный» фотограф не так загружен работой, что приводит к результатам, которые возможно будут лучше, чем Вы могли себе представить.

Определите свои возможности охватить событие
Удостоверьтесь, что представления невесты и жениха, а также их родителей (они ведь наверняка вовлечены в организацию события) о том, что необходимо будет отразить на фотографиях совпадают с Вашими. Они хотят, чтобы Вы сняли их наряжающимися для церемонии? Снимки внутри лимузина во время поездки? Вы должны снять все подробности приема до того как начали разрезать торт?

Из моего собственного пусть и ограниченного опыта, а также из того, что можно прочитать в PDML и WWW вообще очень хорошо видно, что свадебные церемонии в различных обществах, культурах и религиях различаются чрезвычайно сильно. У нас профессиональный фотограф обычно считает «обязательной программой» следующее:

  1. Несколько предварительных снимков пары еще не облаченной в строгие наряды.
  2. Студийная сессия для новобрачных с самыми близкими родственниками – все конечно уже наряженные (обычно это делается в день свадьбы, для того чтобы снизить расходы на профессиональный макияж, прически и т.п.)
  3. Общие снимки церемонии с разных ракурсов.
  4. Вечерняя, переходящая в ночь, часть приема до разрезания торта.

Да пожалуй, многовато работы для одного человека. Возможно, Вам стоит подумать о помощнике.

Поинтересуйтесь всеми организационными подробностями свадьбы у организаторов
Это стоит сделать перед столь трудным и долгим днем. Вы должны узнать, как и когда добраться до места свадьбы. Конечно же, необходимо выяснить сможете ли Вы перекусить в процессе работы. И, конечно же, главное для этого дела – понять с каким количеством людей Вы будете иметь дело и сколько понадобиться пленки.

Если это, возможно – посетите место где будет проходить свадьба
Такое посещение может избавить от многих неожиданностей, когда Вы окажетесь в церкви, в зале или на приеме. Вы будете заранее представлять все ограничения связанные с освещением, высотой потолков, возможностью подойти ближе к виновникам торжества. Соответственно Вы сможете подготовить (если необходимо) свое осветительное оборудование и будете четко представлять себе, сколько необходимо времени, для того чтобы переместиться куда либо.

Выбирайте правильное оборудование для работы
Описанная выше предсвадебная подготовка должна помочь Вам в выборе правильных инструментов для работы. В общем, это выглядит следующим образом: кроме основной камеры необходима еще и резервная, как минимум одна вспышка (но если Вы планируете снимать большую группу людей то, конечно же, больше). Выносное крепление вспышки с возможностью ее поворота – наклона для съемки портретов. Оно поможет избежать и резких теней и красных глаз. Если Вы можете себе позволить (или может быть взять на время) более сложное световое оборудование, то советую изучить статьи Monte на сайте http://www.montezuck…om/prelite.html и, конечно же, попрактиковаться заранее.

Выбор объективов, конечно же, сильнее зависит от того, каких снимков все ждут от Вас, чем выбор корпусов и вспышек. Если место где все будет происходить – весьма ограничено и будет много людей, то понадобятся широкоугольные объективы. Если Вас ожидают трудности с тем, чтобы приблизится на необходимое расстояние – то диапазон 85-135мм. будет хорошим выбором. Для портретов в полный рост (http:// www.montezuker.com /abetterway.html) понадобиться как минимум 28мм. или более широкоугольная оптика. В общем, будьте готовы к тому, что придется взять тяжелую сумку полную «стекла». В любом случае, чем больше Вы поработали ногами перед свадьбой тем легче будет подобрать правильный объектив для любой ситуации.

Выбор сумки для камеры будет полностью зависеть от количества оборудования, которое придется носить с собой. Мне кажется, что лучше всего взять небольшую поясную сумку для всего, что обязательно должно быть под рукой, в то время как большую сумку со всей необходимой мелочевкой «на все случаи жизни» держать в легко доступном (но конечно безопасном) помещении.

Теперь о пленке. Как бы то ни было (профессиональная ли это цветная пленка, ориентированная на такие применения или дешевая ISO400 черно-белая пленка) всегда берите в два раза больше, чем кажется необходимым (да плюс еще одну) 36-ти кадровых пленок. И кстати, если в Вашей основной камере пленка закончится во время церемонии – ни в коем случае не перематывайте ее. Используйте запасную камеру, чтобы продолжить съемку! Если Ваши камеры не имеют возможности отключения автоматической перемотки, завершайте съемку на 35 кадре. У Вас будет время, потом для того чтобы пополнить запасы пленки в обеих камерах.

Для многих свадебных фотографов предпочтительной является низко контрастная /мелкозернистая NPS или VPS (а теперь еще и Porta NC или VC). Этот тип пленок хорошо работает при контрастных сюжетах, где легко потерять детали, как в темном костюме жениха, так и в светлом платье невесты. Также такие пленки хорошо передают телесные тона и отлично работают со вспышкой. При использовании пленки с чувствительностью ISO160 возможно стоит рассматривать ее (и не забыть объяснить это камере) как ISO 100-125, что гарантирует Вас от недодержки и свойственным этому случаю унылым цветам. Заслуживают упоминания также и Agfa Portrait 160, Fuji NPH 400, NHGII 800 и многие другие. Прочитать больше о выборе пленки можно по адресу www.listserv.navi (искать лучше по «film choice»).

Ну и, наконец, о питании: если Вы знаете, что свежих батарей хватает приблизительно на 20 пленок – то возьмите еще три запасных комплекта. То же – естественно и для резервной камеры. Не спрашивайте, зачем – просто сделайте так. Хорошо?

Подумайте о том, чтобы предложить жениху и невесте сделать несколько снимков в студии
Если Вы можете собрать как минимум одну вспышку с рефлектором (что более сложное, конечно же, пойдет лишь на пользу делу) или же творчески использовать имеющееся освещение для «студийных» съемок – предложите такую возможность будущим супругам и пригласите их самых близких родственников присоединиться. Студийная съемка всегда менее напряженная и позволяет попробовать различные варианты. Хочется надеяться, что Вы сможете предварительно опробовать свою студию, и это принесет свои плоды в виде отличных фотографий. Предварительно я бы изучил сайт Monte www.montezucker.com содержащий множество подробностей.

Старайтесь выглядеть профессионально
Не одевайтесь как- Оденьтесь как один из гостей. Если требуется выглядеть строго – возьмите напрокат смокинг. Если допустим обычный костюм, то лучше выбрать более темный. Если есть возможность найти большую, профессионально выглядящую вспышку, да еще и установить ее на выносную рукоятку – это будет просто замечательно. Все это необходимо, потому что Вам придется немного «покомандовать» людьми, собравшимися на свадьбу и лучше выглядеть как можно более солидно в их глазах. Только будьте осторожны и не переусердствуйте, особенно если есть профессиональный фотограф, приглашенный для съемки свадьбы. Не стоит «конкурировать» с ним. Также Ваш чересчур серьезный вид может помешать людям вести себя естественно в Вашем присутствии.

Немного моего собственного опыта (приблизительно 7 свадеб и других приемов, на которых мне довелось присутствовать): я ни разу не видел фотографа, который не оделся бы соответственно событию. Во всех этих событиях к фотографу относились серьезно только лишь, если он имел хотя бы большую вспышку и «навороченную» рукоятку для нее. «Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог» (прим. Редактора точнее, конечно же, Александра Сергеевича). Люди будут относиться серьезно к 35мм камере, если она будет внушительных размеров, с моторной приставкой и выносным креплением вспышки. Кстати я ни разу не видел профессионала, у которого было бы менее двух вспышек.

Конечно же, нам с Вами всем ясно, что в опытных руках Pentax MX с 50мм объективом и естественным светом может дать те же результаты что и громадина «среднеформатник» со всеми его наворотами – это не столь очевидно для других людей пришедших на свадьбу. Так что нравиться Вам это или нет, но придется принять во внимание человеческий фактор и помнить о том, что для непосредственных виновников торжества это неповторимое событие. Даже если потом окажется что получились грандиозные фотографии – воспринимать их будут совсем не так как хотелось бы (у кого-то может остаться ощущение любительской работы).

Наличие помощника
Его присутствие нужно не только для того чтобы убедить всех в Вашем профессионализме :), но и для многих других полезных применений2. Ваш помощник будет:

Стоит ли просить гонорар, если это свадьба друзей?
Ух…, тяжелый вопрос. Если Вас попросили снять свадьбу бесплатно из-за финансовой ситуации пары, то вот Вам и ответ. Но если Вы чувствуете, что они просто мелочатся (если не сказать «жлобятся». Прим. Редактора) даже если один из них Ваш друг то, по крайней мере, заставьте их оплатить материалы. Даже 10-15 пленок со всей последующей обработкой и печатью будут стоить Вам совсем не мало. Также помните, что будет множество дополнительных расходов вроде подарка, надлежащего внешнего вида и т.д. Если это возможно, то стоит подписать стандартный договор и оговорить возможность использования Вами негативов впоследствии без каких либо ограничений. Если Вы хотите дополнительной информации на эту тему, то поищите здесь3. Ну и, конечно же, желаю Вам удачи – она Вам пригодится, особенно в первый раз. Всего хорошего.

1. Подробное резюме составленное по письмам в PDML на тему свадебной фотографии находится по адресу www.home.att.net. Это резюме содержит также список «необходимо сделать» (любезно предоставленный William Cornett) – т.е. список стантартных фотографий которые обычно требуют от свадебного фотографа.
2. Любезно предоставленно Eric J. Viglione.
3. Сайт Monte Zucker'а: www.montezucker.com

FAQ (Наиболее Часто встречающиеся Вопросы) Goldberg'а: www.markgoldberg.com
Архив PDML: www.Pentax.com/ discussion.html

Copyright 1999, Alex Nemerovsky. All rights reserved by Alex Nemerovsky


Это первая статья в нашей "Фото школе". И начинается эта колонка исключительно благодаря помощи Александра Немеровского (Alex Nemerovsky), написавшего эту статью несмотря на отсутствие свободного времени, жарким летом '99. Я надеюсь чтение этой статьи станет приятным открытием для всех, кто выдержал и прочитал этот номер до конца. Макетируя этот номер я несколько раз перечитывал статью Алекса (особенно "Старайтесь выглядеть профессионально") – мне кажется у него настоящий талант в этой области и когда-нибудь мы увидим его статьи в толстых журналах. Надеюсь он все же не забудет и нас (хотелось бы видеть продолжение его статей). Всех желающих приглашаю посетить его сайт: http://home.att.net/ ~alnem/ там много еще всего интересного. Также безусловно стоит посмотреть его серию «Spain at night» http://home.att.net/ ~alnem /html/spain2.html. Естественно, необходимо поблагодарить Эрика Виглионе (Eric J.Viglione) за предоставленную информацию и фотографию.

Редактор Penta Magazine – Денис Климович.


The Penta Magazine «Пилотный № 2»