logo

История Asahi (часть 2-я )

На пути к производству зеркальных фотоаппаратов
Благодаря прогрессивной технологии нанесения покрытия на линзы, компания Asahi Optical вскоре получила заказы от других фирм-изготовителей биноклей. В 1950 году она также стала поставлять линзы для "шпионских" фотоаппаратов, выпускаемых компанией Sanwa & Co. Эти фотокамеры стали очень популярны среди солдат оккупационных войск после того, как увидели такую модель в руках Марлен Дитрих во время её поездки в Японию. Пиком продаж был ежемесячный экспорт 25 тысяч фотокамер. Поэтому, компания Asahi Optical работала в очень напряженном ритме. Линзы, изготовленные в течение дня, привозили вечером домой к г-ну Мацумото, где сотрудники наносили на них специальное покрытие.

После того, как Asahi Optical удалось укрепить свое финансовое положение, компания решила перейти к изготовлению новой продукции. В то время было уже хорошо налажено производство 35мм фотоаппаратов с центральным затвором и "шпионских" фотокамер, а изготовление двухобъективных зеркальных моделей только начинало возрождаться. Любительская фотография стала в Японии очень популярной. Единственной областью производства, в которой Asahi Optical могла достичь серьезных успехов, был выпуск фотокамер. Выбор этого направления был вполне обоснован, но все же президент компании Мацумото решил не повторять опыт других японских фотофирм, которые просто копировали разработки компаний Leiсa и Rolley.

"Наиболее эффективный способ восстановления экономики страны – это развитие экспорта. Нельзя добиться успеха, повторяя разработки Запада. Я верю, что президент Asahi Optical думал именно так, потому что он поставил целью разработать фотокамеру на основе совершенно новой концепции", – говорит г-н Еширо Мацумото, консультант компании Asahi Optical. Поэтому было принято решение о выпуске 35мм однообъективного зеркального фотоаппарата (SLR). Первая 35мм SLR камера "Cienexacta??" была выпущена на рынок немецкой компанией E.H.G. в 1936г. А вскоре после войны западно-германская компания Zeiss изготовила SLR фотокамеру Pentaref "Contax S". Однако, эти "зеркалки" были не так популярны, как шкальные фотокамеры, хотя в них использовался тот же формат.
Мацумото был уверен, что будущее Японской фотоиндустрии определяют однообъективные зеркальные фотоаппараты. Итак, летом 1950г. специалисты компании приступили к разработке первой отечественной SLR фотокамеры.

Появление на свет Asahiflex I
Как и ожидалось, процесс разработки однообъективной зеркальной камеры оказался не прост. Президент компании остановил свой выбор именно на 35мм SLR фотокамерах не только потому, что хотел стать инициатором этого направления, но также вследствие роста популярности цветной обращаемой пленки. Так как SLR камеры не требовали компенсации параллакса, что в свою очередь облегчало компоновку кадра, то они идеально подходили для съемки слайдов. К тому же, он полагал, что экспорт 35мм однообъективных зеркальных фотокамер более перспективен, чем камер формата 6Х6. И самой главной причиной такого выбора явилась возможность смены объектива, что значительно расширяло диапазон использования фотокамер.

Выбор 35мм SLR камер был сделан на основе тщательного анализа состояния и перспектив фоторынка. Дальнейшее развитие этого направления подтвердило правильность выбора президента компании г-на Мацумото. Но, вероятно, он сам не ожидал, что камеры этого класса займут лидирующее положение на рынке фотоаппаратуры, поскольку на тот момент они имели ряд недостатков по сравнению со шкальными моделями. В "зеркалках" поток света, проходящий через объектив камеры, отражается от зеркала и попадает в видоискатель. Поэтому изображение в видоискателе получается перевернутым слева направо и, к тому же, временно исчезает в момент подъёма зеркала и спуска затвора. Преимущество этих камер заключается в том, что пользователь может наблюдать реальное изображение объекта и предугадать момент съёмки. Но исчезновение изображения объекта в видоискателе даже в течение доли секунды на момент срабатывания затвора могло стать причиной недовольства со стороны профессиональных фотографов и, как следствие, ограничить спрос на зеркальные фотокамеры.

Специалистам компании Asahi Optical было хорошо известно об этих мнениях. Но г-н Мацумото поставил перед ними следующую задачу: фотокамера должна быть столь же компактной и легкой, как "Leica", а по своим рабочим характеристикам приближаться к камерам формата 6Х6. Итак, в ноябре 1950 года в компании приступили к разработке новинки. Два ведущих инженера г-н Рёхей Сузуки (Ryohei Suzuki) и г-н Нобуйуки Йошида (Nobuyuki Yoshida) специально оборудовали под лаборатории комнаты в своих домах и затем постоянно обменивались информацией в ходе работы над прототипом фотокамеры. Это был чрезвычайно кропотливый труд, поскольку каждую деталь приходилось изготавливать вручную и затем дорабатывать, используя метод "проб и ошибок". Но уже через 7 месяцев, в ноябре 1950 года, прототип камеры был готов.

Как вспоминает г-н Йошида, ответственный за конструкцию фотокамеры, наибольшую трудность представляла разработка узла подъема зеркала, который впервые необходимо было поместить внутрь камеры. В сложном положении оказался и г-н Suzuki, на которого была возложена задача изготовления объектива. Но, несмотря на все трудности, им удалось создать легкую, компактную и высококлассную фотокамеру, которая стала своеобразным стандартом для последующих моделей Pentax. Сузуки создал объектив 50мм f/3.5 типа Tessаr, выдвижная оправа которого была выполнена из латуни. Диапазон выдержек составлял от 1/20 сек. до 1/500 сек. плюс ручная выдержка. Фотокамера имела фокально-плоскостной затвор, при спуске которого раздавался характерный щелчок.

Как только прототип камеры был изготовлен, Йошида и Сузуки решили отснять первую тестовую пленку. Они договорились, что в случае неудачи они ничего не будут докладывать президенту компании, а продолжат работу над камерой. Но снимки получились отличными. И тогда Сузуки поспешил сообщить об успехе. Мацумото был невероятно рад этим первым снимкам.

На пути к массовому производству фотокамер
На следующий день президент Мацумото, отдав приказ сотрудникам компании приступить к производству фотокамер, отправился с новой камерой в поездку. Г-н Сузуки подготовил всю необходимую документацию по процессу изготовления линзы и непосредственно приступил к подготовке производственной базы.

Вопреки ожиданиям президента Мацумото всего лишь несколько человек проявили интерес к новой разработке, поскольку считалось, что все модели фотокамер, кроме шкальных и двухобъективных "зеркалок", имеют узкий круг применения. Даже те фотокомпании, для которых Asahi Optical выпускала объективы, довольно прохладно отнеслись к новинке. Оптовые продавцы также придерживались мнения, что спокойнее и выгоднее работать с продукцией, на которую уже есть спрос, нежели рисковать, продвигая на рынок новый товар. И теперь, если бы Мацумото не удалось найти оптовых покупателей, ему пришлось бы распрощаться с идеей массового производства фотокамеры, которой он так дорожил.

Но в один прекрасный день обстоятельства изменились. В компании K. Hattori & Co., Ltd. (теперь корпорация SEIKO) положительно отнеслись к новой фотокамере. Более того, они осмотрели новинку с профессиональной точки зрения и внесли несколько полезных предложений по её усовершенствованию.

(заключительную часть статьи читайте в следующем номере…)



This article is copyright 1999, Asahi Optical Co. Ltd.
All rights reserved by Asahi Optical Co. Ltd.
Копирайт на перевод этой статьи – компания ПЕНТАР, Светлана Булдина, 1999.


The Penta Magazine № 1 (2000)