logo

Фотошкола. Макросъемка

Макросъемка один из самых моих любимых жанров фотографии. Этому есть одно простое объяснение – каждый ведь хочет, чтоб его снимки хвалили, ими удивлялись и, затаив дыхание, их разглядывали. Так вот, если пейзажи, красивые закаты, любимых котов, собственную физиономию наконец, каждый видел десятки раз, то много ли людей вы знаете которые смотрели глаза в глаза пауку? Да что там пауку, большинство ограничившись школьно-теоретическими познаниями о наличии у цветков пестиков-тычинок, сами за всю свою жизнь так и не удосужились ни разу наклониться и эти самые тычинки внимательно рассмотреть.

И такие люди (читай – абсолютное большинство) увидев впервые фотографию столь необычного и непривычного их взору объекта крупным планом просто ахают, не могут поверить собственным глазам, недоверчиво спрашивают – "Это на компьютере сделано, да?" А вам остается только скромно улыбаясь доставать из стопки все новые и новые "шедевры", с тихим упоение осознавая, что все ваши конкуренты с дежурными портретами, закатами и березками на ветру повержены раз и навсегда.

© 2000, Владислав ЭлбакянДумаете это сложно? Сложно заглянуть в этот мир, который живет и копошится у нас под ногами, перелетает с цветка на цветок, преодолевает моря и океаны луж, штурмует горные кряжи какой-нибудь автомобильной колеи? А вот и нет, чтоб получить удовольствие и заглянуть в этот паралельный мир никаких особо дорогих приспособлений не требуется, хотя, конечно, в идеале макрообъектив вроде CANON EF 180/3.5 L USM MACRO за полторы тыщи долларов был бы предпочтительней. И еще один плюс макрофотографии – для того чтобы снять свой шедевр никуда ходить или ездить не надо. Спустились во двор, сели посреди газончика и вот уже у вас десятки фотомоделей на выбор – снимайте любую. Если сможете, конечно :).

Что же для этого нужно… Стандартный джентльменский набор макросьемщика – зеркалка, макрообъектив и вспышка. Однако поскольку макрообъектив штука дорогая, то народ активно пользуется другими приспособлениями чтобы приблизить и увеличить желаемый объект – насадочными линзами, удлинительными кольцами или раздвижным мехом. Да вот беда, линзы сильно ухудшают картинку по краям, да и перекручивать их туда сюда для нужного масштаба утомительно. Удлинительные кольца менять проще, да вот только родные пентаксовские стоят почти как дешевый макрообъектив (кстати, существенно дешевле кольца от Soligor, у меня самого такие и я вполне доволен). С мехом тоже ворочаться не всегда сподручно… Что же делать-то бедному любителю? Копить на макрообъектив? Оказывается нет, можно еще купить оборотное кольцо!

© 2000, Владислав ЭлбакянЯ такое кольцо купил совсем случайно, зашел в магазин, увидел на витрине, продавец мне радостно его продемонстрировал в работе, ну и… В общем я расстался с 450 рублями, и ушел с заветным колечком, а в ближайшие же выходные отправился испытывать приобретение в работе. Теоретически я знал, что при макросъемке оптические свойства объектива резко улучшаются если его перевернуть, но одно дело знать в теории, а другое проверить на практике. Но надо сказать, что практика меня не разочаровала, когда я проявил первую пробную пленку, то оказалось, что результат много симпатичнее, нежели с использованием обычных удлинительных колец.

Я использовал свой "штатный" объектив 28-70/4 AL. Кольцо прикручивается к нему за оправу светофильтра, вщелкивается в байонет и конструкция готова к работе. Кольцом зуммирования можно плавно изменять желаемый масштаб изображения, если на 28 он максимальный, то на 70 составляет не более чем 1:2. Наводка на резкость осуществляется перемещением самого аппарата, крутить колечко фокусировки тут совершенно бессмысленно, максимум чего вы добиваетесь, это еще некоторого изменения масштаба.

Так что приходится усердно раскачиваться всем корпусом над каким- нибудь приглянувшимся цветком или обалдевшим от такого избытка внимания жуком и, вслушиваясь в уже явный скрип в пояснице, думать "И почему же я не занялся съемкой портретов или на худой конец гаишников в момент получения взятки?" Беда в том, что глубина резкости при больших увеличениях катастрофически мала, миллиметр сюда, миллиметр туда и кадр безнадежно запорчен :).

© 2000, Владислав ЭлбакянПоэтому при съемке диафрагму приходится зажимать по максимуму из того что предоставляет имеющийся объектив, тогда есть шанс резко заснять сюжетно важную часть объекта. И конечно делать по несколько дублей. Но это не проблема использования конкретно оборотного кольца, а общая методика наводки на резкость при макросъемке, тут уж наука ничего лучше пока не придумала. Конечно существуют специальные направляющие для точной наводки, которые крепятся на штатив, но ими можно снимать только неподвижные объекты, а какая бабочка или жук будет спокойно сидеть и ждать пока вы установите штатив да подкрутите микрометрический винт в нужное положение? Так что снимать приходится только с рук и никак иначе…

И, кстати, еще одна сложность. Дело в том что объектив вы развернули, и камера уже управлять открытием-закрытием диафрагмы уже не может, так что эту почетную обязанность фотографу приходится брать на себя. Благо Pentax это не Canon и у его объективов имеется механический поводок привода диафрагмы, который весьма сподручно поджимать пальцем, а в момент спуска палец отпускать и… щелк! Кадр готов!

Теперь, что касается освещения. Ввиду того, что для получения нужной глубины резкости приходится зажимать диафрагму до максимальных значений, то без дополнительной подсветки тут уже не обойтись. Просто установить вспышку на камеру – такой способ годится только при псевдо-макро, т.е. когда увеличение крайне незначительно. Потому как при большем увеличении на объект съемки будет падать тень от оправы объектива. Ведь при больших увеличениях ближайшая линза располагается буквально вплотную, иногда настолько вплотную, что ваша шестиногая фотомодель может запросто отправится по ней в путешествие.

Специально для макросъемки выпускаются особые кольцевые макровспышки которые крепятся прямо на переднюю оправу объектива, но как и в случае с макрообъективом они очень дороги, а посему далеко не всем доступны. И в общем-то, можно неплохо обойтись без них, достаточно приспособить к камере кронштейн для вспышки производства "Поиск-Фото", который продается во многих фотомагазинах и тогда можно выдвинуть вспышку вбок от камеры и слегка развернуть ее так, чтобы направить ее свет примерно перед объективом.

Правда тогда придется потратится на всякие Extention Cord F5P, HOT SHOE Adapter F, и если у вас вспышка не AF500FTZ, то еще и на OFF camera Shoe Adapter F, Надо же куда-то синхрокабель вкручивать, а пятисотка имеет разъем прямо на корпусе. Экспозицию можно доверить прямо автоматике, во всяком случае на старших камерах (MZ-5N) она срабатывает очень неплохо. Ставите приоритет диафрагмы (т.е. выдержку на автомат) и снимаете себе спокойненько, а камера сама подбирает экспозицию. Получается вполне прилично, даже при съемке на капризную к экспонированию слайдовую пленку.

© 2000, Владислав ЭлбакянКстати, стоит учитывать, что выпускаемые "Поиск-Фото" кронштейны бывают двух модификаций, с креплением под вспышку или со вторым штативным винтом. Мне представляется, что вариант со вторым штативным винтом предпочтительнее, потому как позволяет без проблем устанавливать вспышку как слева, так и справа от камеры в зависимости от съемочной ситуации. Вообще-то, в идеале, хорошо бы снимать двумя вспышками – от одной уж больно тени резкие получаются, слева и справа от камеры, чтоб вторая, более слабая вспышка аккуратно смягчала тени от первой.

Но при двух вспышках приходится делать или пробы, опытным путем устанавливая правильную экспозицию, или пользоваться флешметром… А флешметр штука опять же дорогая. Впрочем, пробы достаточно сделать один раз, а дальше при съемке на негативную пленку особо об экспозиции не задумываться – огрехи на одну, две, а то и больше ступеней в экспозиции без проблем вытягиваются в минилабе при печати. Впрочем, пока я такого двойного кронштейна для двух вспышек не нашел, а бутерброд из двух кронштейнов получается слишком хлипким, чтоб им можно было нормально пользоваться.

Вот и приходится иногда (если объект не слишком шустрый) пользоваться легким штативчиком под вторую вспышку, а иногда снимать вообще только одной, лишь немного смягчая ее свет простеньким диффузором. Кстати, самый простой диффузор выходит из обычного белого носового платка, которым подобно бандане обвязывается голова вспышки. Получается дешево и сердито, да и места совсем не занимает. Хотя, наверно, все таки не стоит перед съемкой использовать его по основному назначению :).

И последняя проблема – как же их все таки снять? Всех этих летающих, прыгающих, бегающих, ползающих и раскачивающихся на ветру созданий. Некоторые предпочитают своих фото героев сначала ловить, усыплять эфиром, потом красиво рассаживать на цветочке и спокойно снимать. Честно говоря такой метод съемки особого уважения не вызывает. Во-первых, насекомое будет смотреться неестественно, оно будет неживым. А вы что хотите снять в конце концов – бабочку или ее чучело? Во-вторых, при такой съемке вы никогда не сможете снять что-то действительно интересное и оригинальное – как бабочка пьет нектар или как паук ловит свою добычу. А ведь это и есть самое ценное, хотя и самое трудное тоже. Самый простой и надежный способ это не носится по полям и лесам выпучив глаза и шумом дыхания разгоняя даже комаров, а тихонько сесть на травку, наклониться пониже и смотреть.

Через некоторое время вы станете замечать прямо перед собой множество всяких интересных существ – муравьев пасущих тлей, зеленных гусениц, важно обозревающих окрестности клопиков, суетящихся на паутине паучков… Если двигаться плавно и медленно, то подобраться на дистанцию съемки можно практически к любому, даже кузнечикам. Единственное, надо стараться чтобы ваша тень не попала на фотографируемого, обычно при этом почти все они или куда-то упрыгивают, или с достоинством удаляются под листик и не вылазят оттуда пока вы не отойдете. Много неприятностей доставляет еще и ветер усердно раскачивающий все ваши декорации и бороться с ним трудно, но в принципе можно попытаться уйти поглубже в лес, там где его порывы не столь ощутимы или поискать какую- нибудь тихую низинку.

Вот, пожалуй и все. Только будьте готовы к тому, что при такой съемке выход не только хороших, но просто резких кадров будет очень мал, по крайней мере в первое время. Потом с появлением некоторого опыта результаты сильно улучшатся, но все равно настоятельно советую делать по несколько дублей, потому как сэкономив пленку вы потеряете кадры. А потеряв кадры вы потеряете весь смысл от этой затеи, потому как если похвалиться нечем, то зачем было вообще пленку переводить? Так что запаситесь терпением, закупитесь пленкой, не забудьте батареек запасных для вспышки – и вперед, на охоту в травяные джунгли!

© 2000, Владислав Элбакян


Если Вы хотите прокомментировать эту или любую другую статью воспользуйтесь нашим форумом…
Денис Климович, Редактор The Penta Magazine.


The Penta Magazine № 2 (2000)