logo

Техника Pentax. Pentax Espio 105WR

Фотоаппарат для любителей активного отдыха

Почему именно Pentax Espio 105WR?
Pentax Espio 105WRС фотоаппаратами я подружился более четверти века тому назад, где-то классе в 4м. Тогда это была "Смена-8" . Вещь! Потом владел и снимал "ФЭДами", "мыльницами", всевозможными "Зенитами", "Практиками". Фотография для меня не чистое искусство, а средство запечатлеть окружающую действительность. Предпочитаю активный отдых – лес, рыбалка, охота, лыжи, водные походы и т.д. Брать с собой стандартный комплект для фотографии, включающий зеркалку, штатник 28-70, телевик 80-200, вспышку и кофр, не всегда получается, да и, честно говоря, нет желания. Гораздо приятнее бежать по лыжне налегке, чем с даже хорошо закрепленным, а тем более болтающимся, кофром. Сплавляясь по порогам в летнем походе, где взять время, чтобы вынуть аппарат, навести на резкость, установить экспозицию, поймать момент, щелкнуть и потом убрать все в надежное место. А сколько кадров упущено. Дорога ложка к обеду.

Pentax Espio 105WRГерметичность ф/а – это вообще отдельная тема. За последние несколько лет в летних походах у меня было четыре "караул". От высокой влажности "залип" на весь поход затвор у "ФЭД-50". Получил из проявки слайды замечательного черного цвета. С тем же ФЭДом жена, фотографируя, упала в воду. Мокрая, слипшаяся пленка. Пробили, не заметив, плот на пороге и все вещи в рюкзаках пролежали пару часов в воде. Зеркалка с пленкой, телевик, документы и т.д., все промокло. Ф/а раскрыл и высушил, а объектив не решился разобрать, в итоге заржавела прыгающая диафрагма. Еле – еле в Питере мастера починили. Купил и взял с собой на байдарках по Ладоге "водостойкую" мыльницу Vivitar. Захлестнуло волной, чехол напитался водой – отказала перемотка. Разобрал перочинным ножом, высушил, собрал. Заработала, но пленка испорчена.
При этом у меня с собой были и гермомешки. Но попробуй-ка, плывя по волнующейся Ладоге, бросить весло и начать доставать ф/а из гермы. Моментом волна развернет, захлестнет или погонит на камни.

Pentax Espio 105WRВ итоге я понял, что мне надо. А надо мне, чтобы ф/а был маленький, всегда под рукой, легкий. Позволяющий сделать фото быстро, не думая где и что нажать и какой режим выбрать. Само собой, не боится воды, снега, песка. Надежный – чтобы не брать в поход для подстраховки еще один ф/а. Обязательно наличие зума, хотя бы 35-70. Вспышка – вечер, ночь, помещение. Автоспуск – пусть в кадре все будут. Возможность отработки длинных выдержек, без них как снимать восходы и закаты. Умная установка экспозиции, чтобы и любительские слайды можно было снимать.

Поиск данного ф/а ввел меня в состояние легкого шока – такое впечатление, что вся техника предназначена для использования в сугубо тепличных условиях, без пыли, грязи, песка, снега, дождя. Причем тоже самое относится и к видеотехнике. Насколько я понимаю, большинство людей (не фотолюбителей ) покупает ф/а для увековечивания не только застолья, но и себя на отдыхе. При этом отдых ассоциируется с летом, пляжем, морем, в крайнем случае – с речкой, деревней, лесом. По идее, полки фотомагазинов должны быть забиты техникой, предназначенной для съемок именно в таких условиях. Не дождетесь!

Просмотрев все каталоги, полазив в Интернете, я нашел ТОЛЬКО ОДНУ модель, удовлетворяющую поставленной задаче – Pentax Espio 105WR (потомок 90WR). Дальше все понятно – скопил денег, пошел и купил. Всегда относясь к фирме "Пентакс" с почтением, я зауважал ее еще больше.

105WR в работе
Подробно о работе можно узнать прочитав инструкцию, я лишь хочу поделиться впечатлениями о данном ф/а.

Батарейка
Берем батарейку и ставим на место. Входящий в комплект элемент питания стоит у меня уже полгода при отснятых 7-8 пленках и длительной работе без пленки, пока изучал работу ф/а.

Пленка
Обычно я пользуюсь Fuji 200, но, с учетом маленькой светосилы на максимальном выдвижении объектива и нашей погоды, лучше брать 400 единиц. Заправка удобная – видишь сигнал о правильной зарядке.

Экспозиция
Pentax Espio 105WRВеликолепно! Как я только не изгалялся. Снимал днем, вечером, ночью, против солнца, закаты, восходы, темное на светлом, светлое на темном. Все кадры великолепно проработаны. Отснял слайдпленку и тоже остался доволен. Правильная экспозиция при съемке привела к заметному улучшению качества фотографий при печати в хорошем минилабе. Хочется предостеречь, особенно малоопытных фотолюбителей, от широко распространенного ( на мой взгляд ) заблуждения, в том что минилаб из любого по плотности негатива сделает нормальный снимок. Хорошие цвета , сочность, контраст получаются только с правильно экспонированного негатива.

Объектив
Диапазона фокусного расстояния 38-105 мне вполне хватало для съемок пейзажей, групп людей, портретов, мелких предметов, удаленных объектов. На отпечатках размером 20х30 см , а я больше не делаю, качество объектива меня удолетворяет.

Фокусировка
Применяется 5ти точечный пассивный автофокус. Проблем с фокусировкой практически не было, не считая немногочисленных попыток навестись на совсем однородные объекты большой площади. Фотографировал и через стекло, и ночью у костра, и против ярких бликов.

Эргономика
Очень удобно! При сплаве по порогам я фотографировал с камерой и веслом в одной руке, ей же управляя работой ф/а.. Держа корпус одной рукой, большим пальцем включаешь питание, им же управляешь через качельку фокусным расстоянием. Большой, яркий видоискатель смещен влево, поэтому нос при работе не мешает. Из четырех кнопок задания режимов, наиболее часто используется правая передняя – управление фокусировкой. Причем после каждого кадра режим автоматически сбрасывается в стандартное состояние. То есть, не глядя, нажал один раз – "пейзаж", два раза – "точечный фокус". Кнопки "защита от красных глаз" и "автоспуск" используются достаточно редко, а при установке режима работы вспышки можно и посмотреть на индикатор. Спусковая кнопка большая и достаточно чувствительная.

Вспышка
Зуммируемая вспышка создает очень мягкое освещение. Мощности вполне хватает для съемки широко стоящей группы из 25 человек . Очень понравилась ночная съемка на длительной выдержке с подсветкой вспышкой. Фотографировал ночное купание в Белом море – снимок без проработки фона не дает представления о месте действия. Получаются люди в купальной форме на черном. При длительной же выдержке получаешь и людей, и ночное море, и даже волны.

Ложечка дегтя
И в родной инструкции, и в переводной допущена ошибка, касающаяся рамок автофокуса. При описании режима фиксации фокуса говориться, что при этом происходит и фиксация экспозиции. При моем первоначальном изучении ф/а данные моменты вызвали мое подозрение. Написав письмо в тех.службу "Пентар'а", я получил подробный ответ, который с благодарностью привожу ниже:

«Во-первых, о расположении точек фокусировки. Если Вы заметили, то рамка фокусировки имеет некоторую протяженность относительно длины кадра. Так вот, пространство, которое занимает рамка фокусировки (не путать с зоной точечной фокусировки), можно условно разбить на пять зон – центральная и по две с каждой стороны.

При переключении в режим точечной фокусировки происходит отключение крайних четырех зон и остается активированной только центральная. К сожалению, в инструкции по эксплуатации присутствует досадная ошибка, касающаяся рамок фокусировки. Зоне фокусировки при положении объектива 38мм соответствует не широкая, а узкая зона (не путать с зоной точечной фокусировки). В то время, как положению 105мм соответствует широкая зона.

Алгоритм работы с кнопкой спуска следующий: при половинном нажатии на кнопку спуска включаются две системы фотокамеры: система автофокусировки и система экспозамера. Система автофокусировки по методу фазовой детекции определяет расстояние до объекта, а процессор рассчитывает количество шагов, на которое необходимо подвинуть оптический блок. Система экспозамера определяет условия освещенности и рассчитывает выдержку и диафрагму.

При полном нажатии на кнопку спуска оптический блок приходит в движение, а затвор открывается на рассчитанное время до расчетной диафрагмы (затвор выполняет одновременно и роль диафрагмы). В случае падения фотокамеры в воду необходимо извлечь её из воды и продолжать съёмку. Если вода грязная, после окончания съёмки промыть фотокамеру в чистой пресной воде.
С уважением, технический отдел».

В процессе пользования выяснились некоторые особенности, не совсем приятные для меня, как пользователя механических зеркальных неавтофокусных камер:

Очень жалко, что фирма производитель не приводит описания функционирования автоматики ф/а. Знание и понимание матчасти позволяет наиболее полно использовать все ее возможности, особенно в нестандартных ситуациях.

Ношение
Очень важный вопрос для удобства пользования. Я купил Солигоровский чехольчик с накладным клапаном на липучке, плечевым ремешком и петлей на тыльной стороне под поясной ремень, в который ф/а входит достаточно плотно. Именно с накладным клапаном на липучках, так как молнии, замки и кнопки не обеспечивают оперативного вытаскивания ф/а. Липучки лучше переустановить, подобрав положение, при котором язычок (клапан) не топорщится наружу.

К двум боковым кольцам для крепления плечевого (шейного) ремня добавил на нижнем углу третье кольцо. Ремешок, который прикладывается к ф/а, я спрятал на полку, взамен прикрепил в те же дырки короткую петлю под кисть. Размер подбирал так, чтобы при засунутой в петлю кисти, ф/а болтался на руке, даже если его не держать. При этом пальцы руки касаются корпуса и при необходимости, без дополнительного подтягивания, сразу прихватывают ф/а в рабочее положение.

Носить можно в четырех положениях:

Итог
Pentax Espio 105WRВ летний поход я брал Pentax и зеркалку "Practika MTL" с объективами 28-70 и 80-200. Сравнение полученных пленок оказалось очень интересным. Да, у зеркалки возможности были шире, но в условиях дефицита времени, сложном освещении , быстро движущемся объекте, моя система человек-зеркалка допустила достаточное количество ошибок, погубив много хороших кадров. С пленок снятых 105WR можно было печатать все подряд, даже несмотря на то, что многие кадры снимали "случайные" люди. Даешь ф/а, говоришь куда смотреть и на что нажать.

Если у снимающего получается нормально скомпоновать кадр – фотография будет. Были в походе и другие компакты ( например Canon примерно той же ценовой категории ) , печатали в одном и том же минилабе, а фото по качеству явно в пользу 105го. И по резкости, и по цвету, и по насыщенности. С первых занятий в фотокружке в детстве меня приучали к тому , что все зависит от фотографа, а от ф/а почти ничего. Но я сильно в этом стал сомневаться после неоднократно заданного вопроса: " Какие хорошие фото! Чем ты фотографируешь?".

Очень рекомендую всем любителям активного отдыха великолепный фотоаппарат Pentax Espio 105WR. Проверен на охоте, просто в поездках в лес, в походе со сплавом по речным порогам на катамаранах, в байдарке и в городе.

Покупая 105WR, я во многом рассчитывал на использование его в трудных условиях. Очень часто на выездах теряешь кадры, потому что ф/аппарата нет под рукой, или "теряешь" ф/аппарат если он оказался под рукой в неподходящий момент. Дождь, снег, песок, вода в больших количествах и со всех сторон – в такие условия в походах, на охоте и рыбалке, да и просто загородом попадаешь часто. Pentax с честью прошел все испытания прошедшего лета. Оптика – на фото 20х30 меня устраивает, отработка экспозиции – отлично (снимал слайды, закаты, восходы, против солнца, люди в тени на ярком солнечном фоне и т.д.), удобство пользования и ухватистость – выше всяких похвал. Удавалось фотографировать при прохождении порогов держа весло и ф/а одной рукой. При использовании вспышки в помещении – очень ровное освещение на снимке. Лично мне не хватало временами только индикации отрабатываемой пары выдержка-диафрагма, хотя бы примерно. Рекомендую всем любителям активного отдыха.

© (2000) Алдушев Александр Сергеевич


Это выглядит не как рассказ о собственных впечатлениях, а как рекламная статья. И, тем не менее, это факт – для человека ведущего активный образ жизни, пожалуй, есть только один выбор – Pentax 105WR и я полностью согласен в этом с Александром Сергеевичем (уже и сам не раз советовал знакомым охотникам не мучатся с зеркалкой, а купить эту камеру). И если обычно я пишу, что благодарен автору статьи за его труд то в данном случае можно быть уверенным в благодарности тех, кто, прочитав статью, остановит свой выбор на 105WR. Так что спасибо Вам Александр Сергеевич от всех будущих владельцев этой камеры!

Климович Денис, Редактор The Penta Magazine RE.


The Penta Magazine № 3 (2000)