logo

Фотошкола. Макросъёмка на дому

Макросъёмка

Данная статья предназначена в первую очередь не для описания канонов макросъемки, а для демонстрации конкретной фотосъемки с начала и до конца. В статье будет представлено использованное оборудование и способ получения макро изображения в масштабе до 10:1. Второе предназначение статьи в том, что бы показать, как используя сравнительно недорогое оборудование и не сложную подготовку, можно организовать макросъемку у себя дома.

Основной для получения макромасштаба, явились два объектива, прикрученные друг к другу передними линзами. Масштаб изображения высчитывается по формуле, как отношение фокусов данных объективов.

Т.е. используя Pentax SMC FA100-300/4.5-5.6 и Гелиос 44, получаем теоретический масштаб от 2:1 до 5:1 (100:58 – 300:58). Теоретический потому, что при фокусе в диапазоне 100-200 очень сильное виньентирование и низкое качество изображения. А при фокусе 300 все равно требовалось сильно прикрывать диафрагму. Одна из причин этого в том, что Гелиос имеет меньше диаметр, чем Pentax FA100-300.

Теперь чуть подробнее о полученной конструкции. Сначала требуется изготовить переходное кольцо для стыковки двух объективов. В принципе можно купить заводского изготовления, но это надо долго искать. Я купил старый фильтр 58, у которого большая толщина и линза крепиться ободом. Я, сняв линзу, обод открутил не до конца, и с другой стороны прикрутил переходное кольцо для фильтра 58 на объектив 52. Далее установил FA100-300 на Pentax MZ-5n и прикрутил к нему, с помощью полученного переходника, Гелиос 44. Все это поставил на любительский советский штатив с такой же головкой. После подкручивания всех винтов, люфт оставался более сантиметра, что при глубине резкости в пределах 1-2мм, было, конечно многовато. Тогда со стороны Гелиоса я поставил упорчик и получил вполне устойчивую от колебаний конструкцию. Выглядело это примерно так:

Макросъёмка

Оса, слегка контуженная, была схвачена за крылья прищепкой и крутилась перед объективом до получения резкости. Оба объектива были сфокусированы на бесконечности. Глубину резкости можно было регулировать, меняя диафрагму на обоих объективах. Мне показалось, что если регулировать на Гелиосе, глубина будет больше, чем при регулировке Pentax 100-300. Но от этого варианта пришлось отказаться, так как на Гелиосе нет автоматической диафрагмы(при ручной легко сбить резкость), а при закрытой ничего не разглядишь даже с 300W галогеннкой на расстоянии 20см.

Кстати об освещении. Имея в распоряжении 300W, солнышко в окно и вспышку Pentax FTZ500, лучшие кадры были получены, все таки, с использованием вспышки – они были самые резкие. Это наверно связано или с неимением у Pentax MZ-5n предварительного подъема зеркала, или вибрацией всей моей конструкции в целом.

Макросъёмка
Данный снимок сделан на конструкции из Pentax MZ-5n + Pentax SMC FA100-300/4.5-5.6 + Гелиос 44 + вспышка Pentax FTZ-500 на кабеле.

Самые интересные снимки получились при увеличении масштаба близкого к 10:1. Это было достигнуто изменением, описанной конструкции, добавлением двух кратного конвертора между камерой и FA100-300. При этом помимо увеличения масштаба, добавился и более широкий диапазон возможных диафрагм. Наилучшее изображение было получено на диафрагме f=16. Это наверно и логично, т.к. характеристики объективов при f=39 заметно хуже.

Макросъёмка
Приведенные примеры снимков при масштабе близком к 8:1. На фото диафрагма f=39 и f= 27. Видно достаточно большую глубину резкости, но не очень хорошее качество.

Макросъёмка
Диафрагма f=16, Применение такой диафрагмы, позволило получить почти максимальную отдачу от FA100-300, а за счет размытости 'улыбки' – художественность.

Макросъёмка
Диафрагма прикрыта наполовину у обоих объективов. На снимке постоянно крутящаяся гусеница с теми же условиями.

В итоге, мы получили, что даже с объективами, не предназначенными для макросъемки, можно получить достаточно приличное изображение. И более того, Pentax FA100-300 я бы назвал портретиком, с его мягкостью изображения, а по поводу Гелиоса 44 вы и сами слышали много нареканий про не высокое качество изображения. Так что попробовав самим собрать подобную конструкцию из своего комплекта объективов, вы скорее всего получите приличные снимки, главное – экспериментируете.

© 2000, Стас Куровский


Честно говоря, поигравшись несколько минут с вышеописанной конструкцией, я был поражен тем, насколько просто можно получать такие масштабы! Уж "присобачить" то один к другому два объектива в домашних условиях сможет и совсем не разбирающийся в фототехнике любитель. Так что, благодаря, изысканиям Стаса многие смогут шагнуть в мир реального макро – и без сверх денег за макро объектив… В общем, это именно то, что мы всегда рады видеть на своих страницах – просто и со вкусом! Спасибо Стас.

Климович Денис, Редактор The Penta Magazine RE.


The Penta Magazine № 3 (2000)