logo

Техника Pentax. Pentax MZ-S – это моё, или Dream Body

В принципе, на заголовке можно было бы и закончить. Потому что если уж вещь тебе подошла настолько что уже не представляешь "как без нее" то тут говорить особо не о чем. Наличие тех или иных функций (и прочего из инструкции по эксплуатации) может лишь добавить мелких приятностей (а может и пакостей) к общим ощущениям, но и не более того. Твой выбор это уже не изменит. Да простят меня милые дамы но эта ситуация в точности напоминает выбор спутницы жизни – он определяется не арифметической суммой "за" и "против", а некоторым общим "моё"!

Не остановлюсь после написания заголовка я лишь потому, что далеко не все любители фото (к сожалению) могут пообщаться с широкой линейкой фототехники и сделать выбор, основываясь на полной информации (т.е. как бы перепробовать нескольких спутниц… молчу, молчу…). Я такую возможность имею, а следовательно, автоматически приобретаю "почетную обязанность" (да уж… не лучший термин) рассказывать вам о своих впечатлениях. К чему и приступаю.

Pentax MZ-S

Только сразу всех предупреждаю – мое отношение к MZ-S построено не на логике, сравнении или еще какой иной арифметике. Оно совершенно предвзятое. "Любовь" по отношению к железке звучало бы странно, так что назовем это "увлечение". Благо и срок в течении которого я с этой камерой общаюсь весьма близок к тому замечательному периоду когда это еще "увлечение", а не "штамп в паспорте".

Это было пояснение моих взаимоотношений с MZ-S для молодежи. Для "старичков" скажу, что эта камера вытеснила из моих рук Pentax LX, что в комментариях не нуждается.

Ладно, не говорите, что я вас не предупреждал…
Обычно, делясь своими впечатлениями от MZ-S, все начинают с её эргономики (насколько "она" подходит вашим рукам). Я понимаю, почему это происходит, действительно первые ощущения от камеры это та естественность, с которой все её кнопочки/колесики попадают под нужные пальцы. Но такой подход это, вообще говоря, констатация следствий, а мне хотелось бы начать с причин.

Так что весьма рекомендую предварительно ознакомиться с историей создания камеры (опубликованной также на сайте Корпорации Пентар: www.pentar.ru), а также и с её техническими характеристиками. Тогда вам будет понятнее все то, о чем буду говорить здесь я.

Итак "откуда растут" корни уже успевшей прославиться эргономики камеры и несколько даже фанатичного отношения к MZ-S многих из счастливых владельцев? А растет все это из нового подхода избранного инженерами Asahi Optical Co., Ltd. при её конструировании. Я бы охарактеризовал этот подход как создание инструмента для получения фотографии. Вместо создания интерфейса между сложившимся инструментом и фотографом.

То есть обычно разработчики камер стараются сделать их удобными и функционально насыщенными, базируясь на существующих (зачастую даже весьма передовых) технологиях. Вроде все правильно? На первый взгляд – да. А на второй – нет. Потому что они невольно при этом используют логику "вот есть камера, теперь осталось сделать её удобной пользователю" (это и есть тот самый "интерфейс", или, выражаясь в терминах второй, "междустрочной" темы этой статьи – "дама уже есть, осталось привыкнуть к её особенностям").

А ведь можно сделать все и проще и "мудрее"! Достаточно в разработке камеры базироваться на том, что и как делает пользователь, пытаясь создать очередной шедевр. А камеру уже строить вокруг этого процесса. Тогда и получится что "уже есть фотограф, осталось подогнать под него камеру" (Вторую тему помните? Это же "дама сердца" созданная по вашим мечтам – ничего не поделаешь, новое тысячелетие – новые принципы).

Вот при таком подходе на свет и появляется "Dream body"/Камера мечты. И пальцы начинают сами попадать на кнопки, и формы начинают казаться идеальными, и через месяц съемок с легким холодком по спине осознаешь, что инструкцию к камере даже из коробки не доставал. Так что не удивляйтесь большому количеству слегка отдающих маньячеством статей о MZ-S появляющихся в Интернете. И не пытайтесь понять это, сравнивая количество циферок напротив одной характеристики с такой же у другой камеры. Лучше придите в магазин и попробуйте её в руках.

Если вы не законченный сухарь-математик то все шансы за то, что и у вас внутри вначале слегка шевельнется, а потом начнет расти с каждым днем новое чувство – "хочу её и все!". После этого, правда еще придется вернуться с небес на землю и вспомнить что стильные дамы (мы уже договорились, что MZ-S это дама?) редко бывают согласны на "рай в шалаше". И без некоторой суммы денег тут никак не обойтись. Но стоит помнить и другую прописную истину. "Дешево и сердито" бывает разве только в случае с дворнягой для охраны дачи. Хорошие же вещи дешевыми быть не могут по определению…

Тут уместно сделать небольшое отступление от темы. Дело в том, что я просматриваю достаточно большое количество разнообразных около фотографических форумов. И каждый раз там можно встретить разной степени надрывности крики "почему этот так дорого стоит". Причем это касается всегда (за редчайшими исключениями) стоимости достаточно продвинутых зеркальных камер и объективов выходящих за пределы понятия "бюджетный". И вот тут меня каждый раз мучает ощущение некоторого несоответствия.

Давайте порассуждаем /посчитаем:
– если человеку нужна продвинутая камера, это означает, что он как минимум достаточно много снимает;
– повышенные запросы к изображению (следующие из уровня рассматриваемых камер) автоматически подразумевают использование достаточно качественных пленок.
В промежуточном итоге: одна пленка (мы даже не будем рассматривать слайд) стоит ~100-250 руб. (например Fujifilm NPH) или "на языке президентов" 3.5-8.5; если вы снимаете хотя бы пленок 5-10 в месяц, это уже будет 17.5-85.

В итоге за более длительный период: уж умножьте сами свои количества пленок, добавив одновременно стоимость обработки/печати, ну и батарей для камеры.

А теперь, с цифрами на руках, и положа руку на сердце – какая разница, стоит какая-то модель дороже или дешевле другой на 50-100-150 долларов?

У меня, к сожалению, сложился пессимистический вывод из всего этого – такого рода вопросы возникают в тех случаях, когда люди пытаются "купить BMW оставшись без штанов" вместо того, чтобы "купить ВАЗ и хорошие брюки". То есть накопить на камеру (вот тут и важны те самые несколько десятков долларов) они еще могут, но больше денег уже не остается. Просто-напросто снимать уже будет не на что… Господа давайте не будем пытаться прыгнуть выше головы.

Если не хватает средств на то, чтобы обеспечить себе полноценный процесс то лучше довольствоваться меньшим, а не обвинять производителя в якобы завышености цены. (В стилистике второй темы – не нужно, приглашать даму в самый дорогой ресторан – потом может не хватить на такси. Лучше ресторан попроще. Ну и уж совсем не прилично кричать "а меня не предупредили что здесь так дорого!". Не позорьте себя перед дамой)…

Возвращаемся к Pentax MZ-S.

Pentax MZ-S

Откуда берется удобство и естественность использования этой камеры, вроде как разобрались. Но вам ведь интересно в чем именно это выражается. Извольте. Составляющих море и первая это то, что принято называть эргономика. Т.е. каждый орган управления расположен ровно на своем естественном месте (насколько это вообще возможно – руки ведь у всех разные), удобен для восприятия и оперативен в доступе.

Pentax MZ-S

Начнем с расположения кнопок-дисков и с правой руки:
– Большой палец: старт автофокуса, главный диск управления, блокировка выдержки, блокировка экспозиции, переключатели типа замера и серийной/одиночной съемки.
– Указательный палец: тот же главный управляющий диск (зависит от того, как вам удобнее держать камеру), те же переключатели типа замера, собственно спусковая кнопка, предварительный просмотр глубины резкости (вокруг спусковой кнопки – исключительно удобное расположение, не приходиться отвлекаться ни на секунду), кнопка сброса в программный режим (она же "зеленая кнопка").
– Остальные пальцы правой руки: совсем не обязательны J, просто держат рукоятку (которая теперь стала толще, чем у остальных камер серии MZ и обрезинена)

Далее левая рука:
Большой палец в сочетании с указательным (или уж кому как удобнее) управляют экспокорректором, включением и настройкой брэкетинга, остальными функциями левого диска (установка чувствительности пленки, программируемых функций, впечатывания эксподанных, и т.п.) выбросом встроенной вспышки. Эти же пальцы в момент съемки (когда рука находится на объективе) управляют кольцом диафрагм, и (указательный) режимами/выбором точек фокусировки/экспозамера, режимом фокусировки (авто/ручная) и режимами вспышки.

Pentax MZ-S

Как видно, вся камера управляется "набором" из пар указательный/большой пальцы на каждой руке. Причем в момент собственно съемки нет необходимости куда-то перемещать пальцы (а значит, и отрывать либо взгляд, либо внимание от видоискателя). Оперативнее уже и не придумаешь. Все работает на то, чтобы заняться собственно снимком…

После расположения управляющих кнопок обратимся к удобству восприятия информации. Оно безупречно! При беглом взгляде видно сразу все. В первую очередь благодаря отличному инженерному решению – развороту верхней панели на 30 градусов в сторону пользователя.

Pentax MZ-S

Pentax MZ-SВся важная численная/знаковая информация сосредоточена в одном месте (главный управляющий диск с ЖК-индикатором внутри), остальное же и вовсе доступно на ощупь (то есть, нет нужды задумываться "а в каком положении…" вы это просто чувствуете)… Текущие параметры продублированы внутри видоискателя (снизу от матового экрана). В случае необходимости, справа в видоискателе появляется графическая шкала отклонения экспозиции от измеренной.

Теперь расширим понятие "эргономика" до "общее удобство работы с камерой" (хотя, если нравится, используйте более удобные вам лично термины, тут важен смысл, а не сочетания букв). Здесь инженеры тоже явно постарались и продумывали все детали.

Выстроенные в ряд пять зон фокусировки (плюс шестая чуть выше центра) образуют очень широкую зону автофокуса (даже очень резвому объекту будет сложно вырваться из зоны действия датчиков автофокуса). На практике безупречная работа автофокуса подтвердилась во время "боевого" теста MZ-S на одном из этапов чемпионата России по кольцевым гонкам (у нас есть даже два варианта этого теста: Андрея Смирнова и мой собственный).

Кроме того, сам привод автофокуса стал явно "шустрее" всех предыдущих камер Pentax. В вышеупомянутом тесте камера без проблем "тягала" даже объектив Pentax SMC FA 80-320/4.5-5.6 (у объектива большой ход фокусировочного кольца и, к сожалению, отсутствует внутренняя фокусировка) вслед за гоночными автомобилями.

Для любителей после нажатия на кнопку получить снимок моментально (без возможных дополнительных рывков автофокусировки в момент полу нажатия кнопки) можно установить старт автофокуса только с кнопки на задней крышке камеры. Это же может помочь и в зимних условиях (при съемке через перчатки, когда трудно четко контролировать момент полу нажатия на кнопку).

В случае, когда камере не хватает информации от одного датчика автофокуса, она может (если вы позволите ей это через программируемую функцию) на ходу подключать соседний датчик. Проверено – фокусируется даже там, где уже глаза ничего толком не видят!

Возможность замены частично отснятой пленки и последующей установки на указанный кадр. Просто – пять баллов! Больше не надо использовать шаманские методы в целях "добить" остатки пленки с определенной чувствительностью. Когда надо ставим 400ку, а когда посветлело 100ку и так хоть целый день.

Впечатывание эксподанных между перфорацией пленки – больше не надо мучаться с вечно куда-то теряющимися блокнотами да еще, потом и мучительно соображать "что к чему относится".

Pentax MZ-S

Экспопараметры у вас есть всегда и "сами собой". Мелочь, казалось бы, а ведь как продумано – случайно переключить камеру в режим мультиэкспозиции практически не возможно. Просто соответствующее положение переключателя требует поворота его на большой угол. "Просто и со вкусом".

Новые тросики – теперь есть таймерный тросик TS-110 (и даже с возможностью интервальной съемки).

Pentax MZ-S

Собственно если перекинуться на аксессуары созданные специально под эту камеру, то откроется целый пласт новых возможностей: новая батарейная рукоятка. Рукоятка BG-10 дублирует все, что нужно для управления камерой при вертикальном кадре (спусковая кнопка, предварительный просмотр глубины резкости, блокировка выдержки, блокировка экспозиции). Да, чуть не забыл, туда еще и батарейки для питания камеры ставятся).

Pentax MZ-S

Новая вспышка AF360FGZ. Это сразу море всего: высокоскоростная синхронизация (на любых выдержках короче выдержки синхронизации), беспроводное управление вспышкой, приличная мощность (при еще не высокой цене), новый тип управления (с диском).

Ну а уж всякую "мелочевку" я перечислять не буду – и так понятно, что она существует в самых разных вариантах.

В итоге это даже и не камера, это целое семейство устройств для получения качественных фотографий. И с этим семейством можно жить. Жить счастливо и долго. Благо, металлический конструктив камеры (Судя по заверениям разработчиков, он более чем "серьезен" – ведь их не устроили ни цинковые не алюминиевые сплавы. Даже титан не подошел. Только магниевый сплав!) и внешнее металлическое покрытие (которое, как выяснилось, еще и раскрашивается вручную – прям Hi End какой-то получается, у каждой камеры свое лицо!) позволит этой идиллии длиться долго (т.е. MZ-S это не совсем "дама вашей мечты" это скорее "любовь до гроба").



© 2001 Денис Климович