logo

Техника Pentax. Pentax MZ-S

Путешествие из Петербурга в Москву (первое описанное в третьем тысячелетии) или экстремальные фототесты.

Колёса поезда С-Петербург-Москва мерно шелестели по отполированным рельсам, изредка перестукиваясь со стрелками. Я проснулся, время было 6-05. Солнце еще не встало, но небо уже начало приобретать предрассветную окраску. День начинался хорошо…

На 8-30 была назначена встреча с Денисом, редактором "The Penta magazine". Поводом для нее было наше совместное посещение VII этапа Автомобильных Кольцевых Гонок и приуроченного к этому этапу знакомству меня с новой камерой: Pentax MZ-S. Остающиеся до Москвы полчаса я решил заполнить питьем кофе. Но тут меня ждал сюрприз – проводник, сказал, что кофе пить рано, и что он сможет предложить мне желанный напиток лишь за сорок минут до Москвы. Поезд опаздывал. И ровно в 6-38, вместо платформы Ленинградского вокзала в Москве, поезд остановился у вокзала г. Твери. Путешествие переставало быть томным! Видимо уроки восточной мудрости не прошли для Октябрьской железной дороги впустую!

На встречу я опоздал почти на час, но, спасибо терпению Дениса, она состоялась! Гонка проходила на Воробьевых горах возле здания Университета. Начало самих заездов было в час дня. Так что на гонки мы не опоздали.

И вот в моих руках MZ-S. Объективов было два Pentax SMC FA80-320mm f/4.5-5.6 Silver и SIGMA AF70-300mm f/4-5.6 APO MACRO.

Я снимаю автомобильные гонки уже достаточно давно и мой "штатный" фотоаппарат MZ-5n. Для этого рода съемок в "пятерку" хотелось бы добавить две вещи следящий автофокус и большую скорострельность. Причем первая функция для меня более важна. И именно ее я и собирался "тестировать" в первую очередь. Тем более что по второму параметру эти две камеры не сильно отличается: 2 (MZ-5n) и 2,5 кадра в секунду (MZ-S).

Итак, камера мне понравилась с первого взгляда, тем более что она была черной. В свое время я полгода бегал в поисках черной "пятерки", но, узнав что это приоритет японского потребителя успокоился.

С управлением MZ-S все просто, как впрочем и в пятерке. Сдвинул кольцо объектива с положения "А", и готов приоритет диафрагмы. Сдвинул управляющее кольцо, и вот он приоритет выдержки, или даже ручной режим, ежели диафрагму на "А" не поставил. Причем кольцо располагается на том месте, где у "пятерки" головка выдержек. Нажав кнопку, удобно расположенную под указательным пальцем, моментально возвращаемся в автоматический режим или в режим приоритета диафрагмы. Экспокоррекция на левом управляющем кольце, хотя можно сделать поправку, не отрываясь от видоискателя, при помощи управляющего кольца большим пальцем правой руки.

Камера сразу "легла в руку", хотя и казалась немного мелкой – я привык к тому, что батарейный блок FG постоянно стоит на моей пятерке. На MZ-S такого блока не было. Тем не менее, благодаря резиновым накладкам на передней части корпуса и задней крышке, камера удобно и надежно удерживается правой рукой.

Открывая заднюю крышку, понимаешь почему камера весит чуть побольше "пятерки" – корпус металлический! Изменено крепление ремешка – он крепится не напрямую к проушинам камеры как в моей "пятерке", а при помощи металлических колечек, которые, дабы не царапать корпус, закрыты кожаными чехольчиками. Места крепления ремешка так же изменены, благодаря чему, камера даже с объективом SIGMA AF70-300mm f/4-5.6 APO MACRO не "клюет носом". С управлением камерой тоже не возникло никаких проблем. Я, конечно, много читал про эту новинку, но снимал ею впервые, никакого "периода привыкания" не было.

Я вставил в камеру пленку 400ед. Судьи дали старт гонщикам, и тестирование началось. Как я уже говорил, меня в первую очередь интересовала работа следящего автофокуса. Для его проверки я попытался максимально исключить влияние остальных параметров, а именно глубины резкости и возможной шевелевки. Я почти полностью открыл диафрагму (прикрыл на полступени, поскольку телезумы на длинном конце немного "мылят" при полностью открытой диафрагме), что бы глубина резко изображаемого пространства была минимальна.

Открытая диафрагма и пленка чувствительностью 400/27 ISO позволили снимать с выдержками 1/500-1/2000с. Более короткие выдержки оказались не востребованы. На 1/2000с можно получить несмазанным протектор колеса гоночного автомобиля. Конечно оба телезума, имевшиеся в наличии не позволяют достичь максимальной скорости фокусировки – слишком уж большая их часть должна вращаться, и слишком велик ход фокусировочного кольца.

Для такого рода съемок предпочтительнее использовать объективы с внутренней фокусировкой, которые маркируются "IF". К сожалению Pentax не выпускает такого рода объективов бюджетного класса. Но даже с нашими объективами камера успешно справлялась с фокусировкой на гоночных болидах, проносящихся мимо на скорости до 200км/ч. Короткая выдержка была даже на руку – покрытие трассы было отвратительным – автомобили скакали по кочкам, посему съемка с проводкой на выдержках 1/15-1/125сек. Была просто невозможна – за время экспонирования кадра автомобиль смазывался из-за вертикальных вибраций. Хорошую проводку можно получить только на хороших трассах.

Автофокус работал уверенно и раз "зацепившись" за объект сопровождал его как при приближении, так и при удалении от камеры. Был включен только центральный датчик фокусировки. Впрочем, для съемки автомобилей крупным планом это не столь важно, поскольку объект занимает большую часть кадра.

Вдоволь "наигравшись" с однозонной фокусировкой, я осмелел и включил автоматический выбор точек фокусировки. И здесь все было отлично – объектив фокусировался так же уверенно, точки перемигивались, отслеживая движение машины в кадре. Было бы неплохо, что бы индикация активного датчика автофокусировки располагалась в самом видоискателе, а не под ним. Но минут через 10 я привык к такой индикации.

Видоискатель по яркости практически не отличается от моей пятерки, а индикация под "картинкой" показалась мне даже более удобной, чем справа от нее. Как и во всей серии MZ, не хватает индикации в видоискателе индикации типа экспозамера. Хотя эту информация можно считывать с камеры "на ощупь". Корректор зрения и наглазник ничем не отличается от того, который установлен на "пятерке".

Спусковая кнопка расположена удобно – за целый день съемки палец не отвалился. Ход кнопки небольшой. Интересным представляется решение установить управление репетитором диафрагмы на кольцо включения-выключения, вокруг спусковой кнопки, получилось неплохо. Зеркало и затвор работают так же незаметно и практически бесшумно. Основной звук от перемотки пленки. Этот звук стал покороче и повыше тоном, может быть чуть погромче, но на фоне звука спортивных моторов, не обремененных глушителем, разницу заметить тяжело. Но благодаря чуть большему весу вибрации ощущаются еще меньше. Скорость реакции на нажатие спусковой кнопки, как мне показалось, сильно не изменилась, во всяком случае по проявленным пленкам я не почувствовал, что бы аппарат "тормозил". "Скорострельности" или 2,5 кадров/с в отдельных недостаточно для спортивного репортажа, впрочем фотографы существа ненасытные и им не хватит и 25.

Новая камера мне очень понравилась, как внешним видом, так и эргономичностью. Порой я переставал обращать внимание, что смотрю через видоискатель. Наступила та прекрасная гармония, когда инструмент стал продолжением моих рук…

Ощущения остались двойственные, с одной стороны камера меня устроила и более того, понравилась, но с другой стороны цена на нее мне кажется через чур недоступной. И еще смущает 2,5 кадра в секунду, 4-5 было бы более достойно для такой камеры. По цене она сопоставима с EOS-3, скорость серийной съемки у которого почти вдвое больше. Правда последний отличается сплошной пластмассовостью…

Закончились гонки, аппараты были убраны в рюкзаки. Но тесты еще не закончились. Нам с Денисом предстояло провести тестирование "Asahi Super Dry", но это уже совсем другая история…

После обработки пленки я смог лицезреть еще одну приятную особенность, про которую конечно слышал – это впечатывание экспозиционных данных в межперфорационные промежутки возле каждого кадра. Аппарат рисовал пять цифр-значков: тип экспозамера (точечный, центрально взвешенный и интегральный), Программный режим: Av, P и т.д., Значение выдержки, Величина диафрагмы, и вид экспокоррекции. Это оказалось настолько удобно для анализа съемок! Единственное, чего еще можно было бы пожелать – это впечатывание фокусного расстояния объектива, при котором происходила съемка.

Попробуем проанализировать полученные картинки:

Два первых кадра сделаны MZ-5n в серийном режиме подряд. АФ работает точно, скорость серийной съемки мала:

Pentax MZ-5
Pentax MZ-S

АФ точно фокусируется на Даларе В. Козанкова проносящемся от меня буквально в 4 метрах на скорости более 150км/ч.:


Еще один тест на точность работы АФ. На изображении четко видна красная пружина-стопор фиксирующая гайку крепления колеса:
Pentax MZ-S
Pentax MZ-S
Съемка с проводкой на выдержке 1/250с. АФ и здесь успел четко сфокусироваться на проносящемся болиде:
Pentax MZ-S

Пример серийной съемки. АФ хорошо удерживает желтую BMW М. Ухова, даже, когда она почти полностью скрыта за ретардерами. Далее следует легкий толчок со стороны О. Кесельмана (синяя BMW) и машину М. Ухова выносит с трассы. Летят брызги от воды и сбитых ретардеров. АФ не выпускает желтую BMW даже когда ее почти закрывает автомобиль О. Кесельмана (4 кадр):

Pentax MZ-S

После этого АФ был смущен обилием машин вырвавшихся из-за поворота и смог навестись только на Хонду Р. Кея, которой в предыдущем кадре даже не было. Это тот случай, когда 2,5 кадра/с серийной съемки оказывается недостаточно, чтобы сделать серию более интересной. Хотелось бы, что бы между 2-м и 3-м кадром оказалась еще парочка-тройка. Сам момент удара о ретардеры оказался пропущен:

Pentax MZ-S

"Летающие ретардеры" я мечтал снять давно, то мой MZ-5n не успевал сфокусироваться в такой ситуации. АФ MZ-S справился с этой задачей отлично, порадовав парой интересных кадров:

Pentax MZ-S

Небольшой завальчик на выходе из первого поворота так же был пойман новым АФ:

Pentax MZ-S

АФ в режиме автоматического выбора точки фокусировки иногда вел себя непонятно – он поймал вторую машину (№15) вместо № 1. Но зато точно рассчитал где она появится из-за №1 на втором кадре:

Pentax MZ-S
Pentax MZ-S


Режим серийной съемки приближающегося форда Д. Королева. Если на первом кадре резкость не совсем точна, то с приближение автомобиля точность работы АФ повышается. Даже когда автомобиль проносится мимо и начинает удаляться АФ хорошо отслеживает и это – к резкости претензий нет. На пленке между третьим и четвертым кадрами этой серии поместилось еще три. Я их не стал включать, однако поверьте, с резкостью на них все в порядке:

Pentax MZ-S
Pentax MZ-S
Pentax MZ-S
Pentax MZ-S

АФ отслеживал BMW О. Кесельмана, когда машину развернуло. Работе автоматики не мешали ни судьи, ни телеоператоры, ни столбы. Резкость точно наводилась на синий BMW:

Pentax MZ-S

АФ сработал четко и резкость оказалась именно на том месте куда до гонки крепился бампер автомобиля:

Pentax MZ-S

Не смотря на достаточно сложную траекторию движения VW Golf в повороте АФ отследил и правильно предугадал место расположения автомобиля:

Pentax MZ-S

Почти такая же ситуация, но резкость оказалась не на передней части "десятки", а скорее на лице пилота. Возможно это связано с тем, что автомобиль яркий и без контрастного рисунка на носу. АФ просто было не за что "зацепиться":

Pentax MZ-S

Два практически одинаковых кадра, тем не менее если в первом зона резкости находиться скорее между машинами, то во втором с резкостью дело обстоит получше. Возможно это связано с компоновкой кадра. На втором кадре автомобиль перекрывает как минимум три датчика АФ, включая центральный. Наверное поэтому фокусировка на нем оказалась более точной:

Pentax MZ-S
Pentax MZ-S

Когда автомобиль занимает большое пространство в кадре АФ справляется очень успешно и можно рассмотреть даже мелкие надписи на автомобиле. АФ успешно работает и когда автомобиль находится в тени яркий задний план может несколько смутить систему. Такое случалось у меня на MZ-5n мотор начинал гонять объектив туда-сюда и не мог сфокусироваться:

Pentax MZ-S
Pentax MZ-S
Pentax MZ-S

Вот собственно такие фотографии и были получены (при помощи фильм-сканера Aser 2720S). Работа автофокусировки, которая меня интересовала в первую очередь, оказалась достаточно быстрой и четкой даже для съемки гоночных автомобилей. Естественно, что она неидеальна. Есть определенные особенности ее использования, есть и ограничения. Они быстро становятся понятными при работе с камерой и после обработки анализа первых пленок. И еще раз хочется подчеркнуть, что 2,5 кадра в секунду маловато для камеры такого класса.

Камера имеет и другие современные новшества это беспроводное TTL-управление вспышкой и синхронизацию на всех выдержках до 1/6000с. К сожалению эти функции не удалось попробовать, по причине отсутствия новой вспышки AF360FTZ, поддерживающей эти функции, а также батарейного блока, без которого невозможно беспроводное управление вынесенной вспышкой.

Всегда ваш
Андрей Смирнов.


© 2001 Андрей Смирнов