Перейти к содержимому


Пиросмани. В поисках смысла


Сообщений в теме: 3

#1 leonber

  • Пользователь
  • 779 сообщений
  • Город:Haifa

Отправлено 03 July 2021 - 20:42

За недолгий срок моего пребывания на форуме (за который, как мне представляется, я успел больше людей раздражить, чем заинтересовать - что, впрочем, я воспринимаю смиренно - как погоду), мне довелось уже несколько раз встретить упоминания художественного "наивизма" - причем в весьма пренебрежительном тоне.
Случилось так, что сам я весьма неровно дышу к этому направлению, видя в нем особую художественную концепцию, возможно, наиболее близкую к самой "ядерной", изначальной идее самого искусства.
Также случилось, что ранее я уже доверял бумаге (облачным байтам, в смысле, в духе времени) свои мысли по этому поводу - и уже приводил в качестве реакции отрывок из эссе, написанного в соавторстве с женой - в рамках цикла "Сны о Грузии", родившегося как выражение любви к этой чудной стране, для нее - вновь раздутой новыми впечатлениями из давно тлевших старых угольков, для меня же новой, постыдно поздней...
И потому, имея что сказать по этому поводу, считаю своим долгом сделать это.

https://www.facebook...47499286355074/

Текст находится на Фейсбуке, в "парализованном" ныне разделе "заметок" (сука Сукерберг, было, прикончил их вообще, но в конце концов смилостивился, и вернул доступ к ним - лишь крайне затруднив его "в свободном полете" и законсервировав).
А у меня сегодня возьми и выскочи дополнение, основанное на информации, почерпнутой в ходе следующей (тоже еще до короны) поездки - которое с тех пор варилось, варилось - да и вылупилось - а добавить его уже никак. Поэтому помещу его как первую реакцию на собственную тему - благо оно составило послесловие к эссе.

postquam impressionem:
В этой заметке, в том виде, в котором она сложилась впервые, совершенно явственно ощущается очевидный пробел.
"Можно ли представить себе кого-то, который в один прекрасный день просыпается утром и говорит себе :"Все, хочу делать то, что мне нравится и провались оно все"."
А с какой такой стати этого "кого-то" вдруг с утра перещелкнуло - и почему он захотел именно этого, а не чего либо иного?

Все, что в человеческом сознании происходит "внезапно" - на самом деле оказывается прорывом того, что долго зрело у него в подсознании - которое подспудно выращивало плод из когда-то каким-то образом занесенного в него зернышка - подобно моллюску в раковине, слой за слоем обволакивающему твердой мутно-радужной пленкой случайно всосанный им кусочек перламутра - к которому он ощутил "родство", и не выплюнул сходу как нечто чуждое, подобно отвергаемому им зерну песка.

Уже после того, как заметка была представлена на суд публики, в следующую поездку, я наткнулся на новую для меня подробность, которая, возможно, дает ключ к ответу на незаданный вопрос, и потому сейчас я решаюсь на это - имея готовый (возможно, и не бесспорный) ответ.

Когда Нико, еще мальчишкой, покинул родное село Мирзаани неподалеку от заштатного кахетинского городка Сигнахи, его в Тбилиси, по "кухонным" знакомствам, пристроили прислугой на побегушках в доме Давида Сараджишвили - знаковой фигуры в истории грузинского культурного взлета "серебряного века", заслуживающей более подробного упоминания.
Сын купца средней руки, он получил блестящее природоведческое образование в Петербургском и Гейдельбергском университетах, после чего прошел стажировку в Шампани, у основателя коньячного дома Камю - и столь блестяще постиг таинства этого искусства, что Камю предложил ему стать его младшим партнером. Когда же Сараджишвили вежливо отклонил это более чем лестное предложение, поделившись планами создать коньячное производство дома - Камю добился у французского правительства беспрецедентного, и оставшегося уникальным, личного разрешения маркировать свою продукцию как "коньяк" (с правом так экспортировать ее во Францию), где бы он ни производил ее.
Вернувшись в Тбилиси, он основал все первые и самые значительные закавказские коньячные дома - тбилисский, ереванский, кизлярский.

На заработанные коньячным производством деньги он развернул активнейшую меценатскую деятельность - посылал в Европу со стипендиями подающих надежды начинающих художников и композиторов, построил гимназию, позже выросшую в Тбилисский университет.
Также он завел в своем доме литературно-художественный салон, всячески вовлекая в него тбилисских нуворишей (а город тогда лопался от "быстрых денег", став мировой нефтяной столицей - Баку был "цехом" новой, бурно растущей, отрасли, а Тбилиси - ее "конторой" - именно там держал резиденцию нефтяной магнат Арумянц, владевший 50% и контролировавший 80% мировой нефтедобычи - поскольку ему принадлежал патент на трубопровод).
Так что он приучал эти "бешеные деньги" к культуре, создавая рынок искусства на достойных для художников условиях.

Так, попав в дом, где действовал упомянутый салон - с соответственной, присущей ему, домашней атмосферой, Нико, видимо, успел бессистемно надышаться ей со стороны (ну кто что станет объяснять мальчишке-посыльному?) - пока не был вынужден покинуть его.
Случилось это ввиду того, что он со временем из шустрого мальчишки вытянулся в нескладно-долговязого, по кахетински бурно-непосредственного юношу, на которого, очевидно, произвела яркое, согласно возрасту, впечатление входящая в возраст дочка хозяина (сомневаюсь, что это могло повлечь хоть какую-то взаимность со стороны этой, несомненно образованной - в такой-то семье - и обитающей в утонченно-эстетической среде барышни). Но его страстные взгляды в ее спину, которых его натура не позволяла ему скрыть, не могли не повлечь косых взглядов со стороны прочей прислуги, а кухонные пересуды не могли не дойти до ушей хозяев - так что, во избежание вероятной неловкости, возможную проблему было решено предотвратить самым простым способом.

И, в результате, Нико вышел в свободное плавание по бурному жизненному морю, загрузив в трюм неупорядоченные эстетические впечатления и пресеченное влечение к желанно-недоступному.
И если первое в конце концов привело его к тому "внезапному порыву к творчеству", то второе - толкнуло к столь же недоступной Марго...

#2 wowk

  • Пользователь
  • 24054 сообщений
  • Имя:Владимир
  • Отчество:Викторович
  • Фамилия:Наумов
  • Город:Рига, Латвия.

Отправлено 13 July 2021 - 08:23

Просмотр сообщенияleonber сказал:

неупорядоченные эстетические впечатления
Красиво сказано.

Что бы посмертно стать "гением" - надо стать сумасшедшим бездельником и умереть в нищете? Мирославу Тихому повезло больше - его талант оценили ещё при жизни. :)

#3 leonber

  • Пользователь
  • 779 сообщений
  • Город:Haifa

Отправлено 13 July 2021 - 11:44

Просмотр сообщенияwowk (13 July 2021 - 08:23) писал:

Что бы посмертно стать "гением" - надо стать сумасшедшим бездельником и умереть в нищете?
Но гениальность Пиросмани обнаружили еще при жизни не только Зданевичи, но и обитатели парижского Улья, которым (в числе прочей публики) они его показали - но которые еще сами были такими же точно нищими чудаками - и некоторым из которых таки повезло суметь доказать свою художественную состоятельность раньше, чем Модильяни - чьи картины до похорон были никому не нужны, а после, буквально на следующий день, начали ежедневно дорожать вдвое - и это продолжалось долго...

#4 leonber

  • Пользователь
  • 779 сообщений
  • Город:Haifa

Отправлено 13 July 2021 - 12:11

Просмотр сообщенияwowk (13 July 2021 - 08:23) писал:

Мирославу Тихому повезло больше
Спасибо большущее - я, увы, потерял доступ к "Чешской фотографии" (которую выискивал по букинистам, с опозданием) еще до того, как она смогла бы предоставить ему место под своей обложкой - так что, со стыдом признаюсь - с этим явлением я до сих пор разминулся...
Вдруг на минуту захотелось разжиться Любителем, с которым я учился снимать - да где-ж сейчас Тасму в нее раздобудешь, а больше никакие фотоматериалы (и, пожалуй, даже фотожопные ухищрения) столь аутентичного брака не дают... ;)

Кстати - это повод для размышлизмов, отталкивающихся от заданной темы, и непростых: во первых, до сих пор я опирался только на живопись, не затрагивая фотографию; и во вторых - нужно понять, что здесь от экспрессионизма, а что - от "натуризма" (художественного - как я для себя переопределил "примитивизм-наивизм") - и вообще, каковы их взаимоотношения...

Сообщение отредактировал leonber: 13 July 2021 - 12:12






Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных