«The Penta Magazine»

История Pentax
Прототипы камер и объективов

Наряду с некоторыми известными моделями камер вроде Spotmatic, K1000, MX, МЕ Super или LX, Asahi Opt. Co. производила несколько менее известных, например: S2 (H2 в США), SL, КМ, MV и A-3 (A-3000 в США). В любом случае, они производились массово и могут быть легко обнаружены на «second hand» рынке.

Опытные образцы – совсем другая история. Часть из них показали всего лишь раз или два на крупной фото выставке. Часть дали попробовать лишь ограниченному кругу профессиональных фотографов. Большинство же опытных образцов видели лишь проектировщики из Asahi так что мы имеем совсем мало информации о них. Здесь я попробую сделать обзор этой скудной информации собранной за последние годы.

Photokina 1960: байонет и TTL замер
Asahi Pentax MetalicaВ октябре 1960 в Германии в Кельне проходила известная фото выставка Photokina. Вместе с представлением запущенной в производство несколькими месяцами позже модели S3 (H3 в США), Asahi Opt. Co. представила два прототипа: Asahi Pentax Metalica и Asahi Pentax Spot-Matic. Metalica была, вероятно, первой камерой сделанной Asahi на основе нового металлического затвора с вертикальным перемещением шторок.

Вообще эта камера одна из самых первых на рынке SLR использовала фокальный затвор. Также в ней впервые был использован новый байонет и впервые для камер AOC (Asahi Optical Co.) встроенный экспонометр. В экспонометре Metalica использовался массив из 27 кремниевых ячеек покрывающих всю переднюю часть пентапризмы так, что даже пришлось перенести логотип Asahi Pentax на боковую поверхность, после чего камера стала напоминать Miranda Automex (1959).

Множество управляющих дисков делали экспонометр весьма функциональным. Объектив – байонетный Auto-Takumar 55мм f1.8 весьма напоминающий такой же объектив для камеры S3 (только с резьбовым креплением). Позже его переименовали в Super-Takumar. Прототип также имел распложенный спереди таймер автоспуска, отличающийся от механизма использованного в последующей камере SV и являющийся предшественником таймера на массово производившейся в последствии модели Spotmatic.

Spot-MaticПрототип Spot-Matic (именно в таком написании, в отличие от появившейся позже серийной модели. Прим. Редактора) (1960), также имевший маркировку K2 Spot-Eye (это временное обозначение гораздо менее известно), был первой в мире 35мм SLR камерой со сменными объективами использовавшей TTL экспозамер связанный с информацией о диафрагме и выдержке. Подвижный CdS датчик, перемещался в световой поток (на место соответствующее центру фокусировочного экрана) посредством специальной кнопки. Это давало возможность точечного (6) TTL экспозамера собственно отсюда и взялось название Spot-Matic или Spot-Eye.

Вскоре эта технология была использована в профессиональном экспонометре Pentax Spot Exposure Meter. Временное обозначение камеры K2 показывало ее связь с предыдущей моделью К и еще раз напоминало о максимальной выдержке в 1/2000 впервые использованной на камерах Asahi (букву К в англоязычных странах часто используют для обозначения слова тысяча. Например «Y2K» т.е проблема 2000 года :) Прим. Редактора). Как и в модели Metalica, использовался металлический затвор с вертикальным ходом шторок с максимальной выдержкой синхронизации в 1/125 сек. Объектив и байонет также совпадали с моделью Metalica.

Первоначальная концепция Spot-Matic прорабатывалась все больше и больше и, наконец, были достигнуты необходимое удобство и надежность. Тогда-то и было запущенно массовое производство модели Spotmatic. Spotmatic был представлен в 1964 году по случаю Олимпийских игр в Токио и получил мгновенный успех у потребителей.

Photokina 1966: впервые в мире автоэкспозиция
Photokina 1966 года проходила с 1го по 9е октября в Кельне, Германия. Эта выставка стала местом триумфа Asahi Optical Co. Вместе с уже имеющим успех Spotmatic они представили новый Spotmatic Motor Drive (моторный привод для Spotmatic), инфракрасную камеру Nocta и несколько объективов.

Metalica IIВозвращаясь к теме этой статьи – три очень интересных прототипа были представлены для ограниченного круга специалистов. Одним из них стала Metalica II, сумевшая привлечь к себе внимание, несмотря на показ, столь успешной модели Spotmatic. В дополнение к TTL CdS экспонометру, в Metalica II, впервые в мире, была реализована автоматическая экспозиция. Говорилось о том что Metalica II сохранила и затвор и байонет от прототипа Metalica 60го года хотя мы и не имеем никаких подтверждений этому с той единственной фотографией этой камеры, что мы имеем. После дальнейшего усовершенствования Metalica II стала серийным Electro Spotmatic (1971), который потерял, и байонет и вертикальный затвор с металлическими шторками, сохранив обычное для Asahi резьбовое крепление объектива и горизонтальный затвор с тканевыми шторками.

Другой очень интересный опытный образец, теперь почти забытый всеми – Asahi Pentax Memorica, SLR камера с приоритетом выдержки! Информация относительно того опытного образца была найдена в сообщении с Photokina, опубликованном в ноябрьском номере журнала Foto Magazin (его итальянская редакция, 1966 год).

И Metalica II и Memorica имели экспонометр TTL, с двумя CdS датчиками, точно такими же как и в Spotmatic. Обе камеры также использовали тот же самый электронный затвор, отрабатывающий выдержки между 1 и 1/1000. К сожалению, фото журналы 1966 года не опубликовали изображений Memorica, следовательно, мы все еще не имеем никакого документированного описания ее внешнего вида. Я могу только предполагать, что не было больших отличий от Metalica, так как обе камеры использовали одинаковые основные компоненты. Вообще это очень показательно, что в то время Asahi была на передовых позициях в использовании обоих методов (приоритет диафрагмы или выдержки). Тогда, когда в 1971 они решили, что пришло время начать массовое производство, они отвергли приоритет выдержки в пользу приоритета диафрагмы. Интересно, что в настоящее время мы обычно читаем, что приоритет выдержки был представлен Konica в 1966 с их моделью Autoreflex (без TTL), получившей развитие в версии Konica Autoreflex T в 1968 (уже с TTL замером).

Asahi Pentax 220 среднеформатный SLR
Третий опытный образец на Photokina-66, предшественник известного 6x7. Позже говорилось что его (6х7) форма была основана на Hasselblad и Bronica того времени. Тем не менее, благодаря журналам того времени мы имеем возможность показать, как выглядел загадочный прототип представленный на Photokina-66 и можем смело утверждать, что он весьма отличается от камер Hasselblad или Bronica. Он кстати весьма близок к серийному 6х7. На камере стоит объектив 80мм f2.8. На 120 пленке камера может разместить 12 кадров.

Asahi Pentax 220И итальянское издание Foto Magazin и испанский журнал Arte fotografico сообщали о Asahi Pentax 220 в их номерах за ноябрь 1966. Новая камера формата 6x7 (фактически 55x69) делала 10 кадров на 120 пленке и 20 на 220. В Pentax 220 использовался сменный видоискатель (пентапризма или вертикальный видоискатель) и зеркало с авто подъемом (кстати, Вам может встретиться выражение «waist-level» (т.е. – на уровне талии). В англоязычной фото литературе его используют для обозначения вертикальных, в том числе и «шахтных», видоискателей видимо исходя их того, как мы держим в руках камеру с таким видоискателем. Прим. Редактора).

Электронный фокальный затвор, использовал одну 6V батарею (Eveready 544). Диапазон скоростей затвора от 1 до 1/1000, плюс B, FP и синхронизации вспышки X (1/30). Протяжка пленки и взвод затвора совмещены, через один рычаг в верхней части камеры около кнопки выпуска затвора. Крепление линзы – байонет, при этом все объективы имели автоматическую диафрагму. ARTE FOTOGRAFICO также сообщал, что 105mm 1/2.4 стандартный объектив был назван Hi-Takumar. Дата начала продажи еще не была известна на момент выставки.

220 прототип имел странную серебристо-черную обработку поверхности и имел возможность фиксации зеркала в поднятом положении «MLU» (Mirror Lock Up). Интересно, что серийный 6х7 был полностью черным (исключая небольшое количество хромированных корпусов первого выпуска), количество кадров было увеличено до 21 (на 220 пленке) и не имел функции MLU. Еще интереснее то, что в 1976 количество кадров было снова уменьшено до 20, подъем зеркала вернули, и камера стала еще более похожа на прототип. Ну и, наконец, в камере 67II 1998 года Asahi окончательно вернулась к 21 кадру на 220 пленке!

На Photokina 1966 были также представлены и объективы
Одним из них был сверх широкоугольный Super-Takumar 19мм f/5. 11 элементов в 7 группах и полностью автоматическая диафрагма. На первый взгляд его можно рассматривать как прототип будущего Super-Takumar 20мм f/4.5 правда 20мм объектив имеет 11 элементов в 10 группах. К сожалению графики, описывающие, 19мм прототип недоступны и не представляется возможным проводить дальнейшее сравнение. Так как Asahi претендовала на то, что в этом объективе полностью устранены геометрические искажения то вполне возможно, что он стал прототипом известного 15мм f/3.5.

Другой объектив, специально подготовленный к выставке – Ultra-Achromatic Takumar 85мм f/4.5 с 5 элементами в 5 группах. Он продемонстрировал наилучшую коррекцию хроматических аберраций для объективов 35мм камер (в диапазоне 2,540 – 8,620 А), и пропускание не менее 75% на 10,000А. Эта ранняя версия Ultra-Achromatic Takumar 85мм фокусировалась при помощи подвижного меха.

Прототипы К-серии
Пентаксовская литература времен представления К-серии камер описывает еще два байонетных прототипа но, к сожалению, без описания подробностей.

Один из них мало похож на остальные камеры Asahi и большинство примененных в нем технических решений также существенно отличается от обычных стандартов Asahi, так что мы можем лишь строить догадки о реальных спецификациях. Форма корпуса все еще октагональная но уже с другими углами и более сглаженными фасками. Корпус зеркала расположен ближе к центру камеры чем у К2 таким образом мы можем предположить, что использовался либо горизонтальный затвор, либо вертикальный «Copal» но все равно иной чем в К2 или МЕ-серии (Asahi-Seiko).

Объектив все еще называется Super-Takumar, следовательно, мы можем отнести эту камеру к концу 60х годов. По иному расположены и рычаг взвода затвора, и счетчик кадров, и кнопка спуска. Иной вид рычага таймера автоспуска и разъема вспышки тоже говорят о совершенно новом дизайне корпуса. Кнопка расположенная спереди верхней части корпуса тоже загадочна. Что это? Предварительный подъем зеркала? Запоминание экспозиции или быть может даже спуск затвора? Но более всего озадачивает совмещенная конструкция из рычага взвода затвора/протяжки пленки совмещенного со спуском затвора (наиболее вероятно, что это он и есть) – дело в том, что нигде не видно диска ввода выдержек. Эта последняя особенность заставляет меня думать об этом прототипе как о возможном предшественнике ME (полностью автоматической камере в К-серии) очень быстро доработанном до крошечного МЕ.

Единственные детали, связывающие этот странный опытный образец с серийными камерами Pentax это черная кнопка проверки батареи (возле рулетки обратной перемотки) такая же, как и у моделей КХ и КМ, а также сама эта хромированная рулетка непосредственно заимствованная с модели К2. Может быть, еще можно сказать, что рычаг таймера того же типа что и у Spotmatic. Возможно, мы могли бы назвать эту странную камеру прототипом КЕ или даже ESIII.

К2Во второй камере достаточно легко распознать прототип камеры К2 (не стоит его путать с описанным ранее K2 Spot-Eye). Кроме отсутствия маркировки при сравнении этого прототипа с К2 Вы сможете заметить более узкую верхнюю часть пентапризмы (так что «горячий башмак» даже выступает за ее пределы), более широкий логотип Asahi, иной рычаг таймера, другую конструкцию фиксации зеркала в поднятом состоянии и видимо из-за наличия электроники – более высокое основание заимствованное со старого ESII. Байонетный объектив по-прежнему называется SMC Takumar но выглядит уже по-другому (и, кстати, уже с белой точкой) как у будущих SMC объективов.

Прототипы объективов под байонет К
В истории Asahi было также достаточно много прототипов объективов показанных один-два раза и не производившихся серийно.

SMC Pentax 35-70mm f/2.8Одним из них был автофокусный SMC Pentax 35-70mm f/2.8 зум объектив, показанный в 1976 на камере K2DMD. Объектив представлял собой конструкцию из 7 элементов в 7 группах, минимальная диафрагма 22, ближайшая дистанция фокусировки 1м, резьба под фильтр диаметром 58мм, габаритные размеры 84х94х124. Этот объектив демонстрировал автофокусную технологию Honeywell Visitronic и был серьезным шагом в разработке эффективного автофокуса для SLR камер. Финальный вариант этой технологии был представлен с первой в мире серийной автофокусной камерой ME-F (1981).

Другим интересным образцом был SMC Pentax 20mm f/1.4 (да именно f/1.4 а не f/4) с 11 элементами (один из них асферический) в 10 группах, минимальная диафрагма 22, ближайшая дистанция фокусировки 0,25м, диаметр фильтра 77мм, размеры 80х65 при весе в 445г. Этот объектив продемонстрировали в 1976 году.

На Photokina 1978 года демонстрировался очень странный SMC Pentax-М 35mm f/2.8 Flexi. 8 элементов в 8 группах, минимальная диафрагма 22, ближайшая дистанция фокусировки 0,5м, фильтр диаметром 49мм, габариты 63х45 при весе в 230г. На практике это был зум с очень коротким диапазоном изменения фокусных расстояний 32-39мм.

SMC Pentax Bird-s Eye 8.4mmНа Photokin-е 1982 года был продемонстрирован SMC Pentax Bird-s Eye 8.4mm f/2.8. Словами Bird-s Eye («птичий глаз») Pentax обозначил особый вид Fish-Eye («рыбий глаз») объектива, дающий круговое изображение (в отличие, от уже существовавших у Pentax Fish-Eye объективов, полностью перекрывавших поле кадра). К сожалению, по этому объективу нет никаких технических спецификаций.

Заключение
Вы можете заметить, что опытные образцы, как правило, существенно опережали свое время, но рано или поздно опробованные на них передовые технологии приходили в серийные модели камер. Прототипы объективов иногда предлагали весьма продвинутые концепции но иногда и весьма странные (как например Flexi), которые не будучи востребованными исчезли без следа.

Мне кажется, что история прототипов весьма интересна. Так как информация по опытным образцам настолько недостаточна, что порой даже Asahi Optical Co. Ltd. не может предоставить подробности, я обращаюсь ко всем, кто обладает ею с просьбой разделить эти знания с Asahi Optical Historical Club. Большое спасибо.


This article is copyright 1999, Dario Bonazza.
All rights reserved by Dario Bonazza.


The Penta Magazine № 2 (1999)