logo

Техника Pentax. Объектив SMC Pentax-FA 1:2.8 85MM SOFT

Чуточку аберрации не повредит
(…или несколько слов о том месте, каковое занимает софт-объектив в кофре увлеченного фотолюбителя)

Каюсь, помимо довольно активного фотографирования, я также являюсь весьма любопытным читателем, (а в охотку и писателем) ряда фотографических и около фотографических форумов. А посему осмелюсь сделать некоторое вступление на основе выводов, мною сделанных, относительно типового пути среднестатистического любителя как в освоении, так и в обретении фотографического арсенала. Оставим в покое профессионалов и зубров фотолюбительства, то есть людей, которые занимаются фото творчеством давно (вариант – сколько себя помнят), и успели передержать в своих руках не один такой арсенал, либо прошли этап выбора/подбора настолько давно, что уже и не помнят.

Соответственно – эта статья и не адресована этим людям, хотя если кто-нибудь из них почерпнет тут что то полезное, я не против. Выводы эти сделаны на основе писем начинающих (и "продолжающих") любителей, а также вновь обращенных, то есть людей, которые когда-то в едином порыве с почти всей страной увлекавшихся фото, но впоследствии забросивших это занятие. И вот, спустя годы, а иногда и десятилетия, люди эти с удивлением, в один прекрасный день, обнаруживают, что фото мир по прежнему существует и даже простирается несколько дальше цельно пластмассового Кодака из соседнего минилаба.

И вот этот обобщенный персонаж, приобретя свою первую современную зеркалку с первым, как правило, зум объективом (что-то вроде 28-80, 35-80), вдруг понимает, что всю бездну его фото потребностей комплект не покрывает и целый ряд вещей, которые он хотел бы делать в фото, с этим начальным набором он делать не может, либо может, но вовсе не так, как ему бы того хотелось. Oсознание этого факта значит для нашего персонажа только одно. Он попал! Далее как правило, вынесенное из тиражируемых, на удивление, как под копирку, вопросов из тех же конференций, последовательно идет приобретение "длинного" зума, вспышки, иногда "полтинника", широкоугольника для маньяков.

Если человек не может остановиться и на этом, значит он и вовсе болен на голову, но, боюсь, в нашей поликлинике ему от этой напасти лекарства не пропишут. А пропишут черным по белому о коллизиях и вопросах, которые его ожидают на пути выбора ПОРТРЕТНОГО ОБЪЕКТИВА. Но не только. Итак, наш персонаж стоит перед выбором "портретника". Будем считать, что он заранее, при выборе системы, подумал о некоторых вещах. Например таких, как совместимость и преемственность. А если так, то вовсе не исключено, что системой нашего персонажа является Пентакс.

Тогда, вообще говоря, есть варианты. Ну, например, можно использовать через переходник K/M42 старые резьбовые пентаксовские портретники или даже отечественные объективы типа Юпитер-9 85/2,0 или Гелиос-40 85/1,4 . Такой вариант более чем достоин рассмотрения и многих это заслуженно устраивает, особенно если принять во внимание те относительно небольшие деньги, которые в этом случае придется потратить. Также весьма привлекательным для пентаксиста может быть вариант приобретения старых неавтофокусных байонетных портретников (благо автофокус в портрете не главное), ныне снятых с производства, типа (85/1,8; M85/2; M100/2,8; A100/2,8 и т.д.).

Слов нет – вариант, что надо. Одна проблема – найти эти объективы (мой, и не только, опыт – тому свидетельство) будет ох как не просто. И тогда уж только те, что в производстве. На сегодняшний день в текущей линейке у Пентакса находятся следующие объективы, которые можно отнести к портретным. Прежде всего, конечно, "звездный" FA*85/1,4 . Объектив, слов нет, великолепный. Но массовым выбором его, в силу цены, назвать, увы, сложно (а как хорошо бы могла закончиться статья). Немногим дешевле шикарный представитель Limited серии – FA77/1,8 . Для большинства пентаксистов эти портретные объективы, к сожалению, являются не более чем малосбыточной мечтой.

Далее. FA135/2.8. Более демократичный объектив в плане цены. Но портретник ли это? Я бы, скорее, назвал его "коротким телевиком". На мой взгляд, для классического портретника он чересчур жесткий, хотя на вкус и цвет… Помимо этого (готов сразу оговориться, что это не бесспорно), объективы с фокусным расстоянием более 100 мм несколько менее подходят в качестве инструмента универсального портретирования. А в общем, безусловно, если Вы готовы назвать его портретником – значит он для Вас портретник и есть.FA100/2.8 makro. Макрообъективы сухи и резки, как того требует жанр. Если в Ваши планы входят эксперименты с софт-фильтрами – это Ваш вариант. Мне идея не понравилась. Хотя, если помимо портретной увлекаетесь макросъемкой, есть возможность совместить два увлечения без дополнительных денежных вливаний.

И вот, наконец, предмет нашего интереса. FA85/2,8 soft.
Впервые я увидел фотоработы, выполненные soft – объективами Пентакс в ежегодниках Pentax Photo-Annual. И меня просто околдовал этот их удивительный рисунок. На те работы хотелось смотреть и смотреть. Тонкая романтическая вуаль, и при этом можно каждую ресничку пересчитать! Что характерно – это были не только портреты, но и поразительные работы в стиле "ню", и волшебные пейзажи, и крупноплановые "портреты" цветов и расстений. Эти работы поразительным образом останавливали внимание, запоминались и заставляли возвращаться к ним вновь. После этого меня уже не оставляла мысль о чудо – объективе – я хотел снимать так же! Последующие рекомендации уважаемых в сети людей только утвердили меня во взятом мною курсе на приобретение этого объектива. Стоит отметить, что к этому времени я уже довольно долго снимал Юпитером 9 и был этим вполне доволен.

Объектив приятной тяжестью ложится в руку. Конструктив не может не радовать. Сплошной металл. При ношении и хранении бленду предполагается крепить на объективе обратной стороной. Для этого на бленде в соответствующем месте имеется внешняя резьба. При этом передняя крышка объектива также находит свое место, что, в целом, очень удобно (сразу вспомнилось отсутствие подобного крайне удобного решения на FA50/1,4 , что само по себе, вообще говоря, способно отучить от пользования блендой.).

Pentax FA85/2,8 soft

Кольцо фокусировки довольно широкое, обрезиненное, ход большой. При ручной фокусировке оно оказывает приятное сопротивление, что делает процесс ручной фокусировки очень комфортным и максимально приближенным к процессу фокусировки хорошего механического фикс – фокала. Ни малейших люфтов (и пусть мне еще попробуют сыпать байками по поводу необходимости люфтов в бюджетных зумах, де в целях неких мифических температурных компенсаций). Передняя линза довольно глубоко утоплена, что конструктивно образует естественную дополнительную бленду.

Pentax FA85/2,8 soft

В комплекте, что в целом довольно необычно для объективов Пентакс, идет инструкция на нескольких языках (естественно, исключая русский). Сразу обращаю внимание, что приложена инструкция от предыдущей версии этого объектива F85/2,8 soft. Это заставляет еще раз внимательно осмотреть объектив (нет, вроде все в порядке). Отсюда я делаю логичное, вроде бы, заключение, что эти версии абсолютно идентичны как конструктивно, так и по характеристикам, а также и в особенностях использования. А отличаются они, как я предположил, своей электронной начинкой по аналогии с тем, как отличаются другии F и FA версии.

Pentax FA85/2,8 soft

Стоит заметить, что подобное допущение, а также весьма вольное отношение к комплектации на Пентаксе, все же сыграли со мной небольшую злую шутку. Дело в том, что я на протяжении доброго года владения, прилежно фокусировался на диафрагмах от 2,8 до 5,6 включительно, а лишь затем "зажимал" диафрагму до желаемого значения (в инструкции было предупреждение, что иначе фокусировка может работать некорректно). И лишь недавно, совершенно случайно, в инструкции к камере MZ-10 (!) я обнаружил оговорку, что при работе с FA версией так делать никакой необходимости нет. В инструкциях, например к MZ-5n и Z-1p, этой оговорки нет.

Интересно, сколько бы я еще напрасно следовал старой инструкции, не попадись мне (к слову, совершенно случайно) на глаза инструкция к MZ-10, владельцем которой является мой товарищ. Но это пока единственное найденное несоответствие. Даже дизайн этих объективов отличается незначительно. В остальном же прилагаемая инструкция оказалась очень небесполезна, поскольку этот специализированный объектив обладает как рядом конструктивных особенностей, так и особенностями использования, что также отражено в инструкции.

Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие на кольце диафрагм объектива положения "А". Это говорит о том, что использование этого объектива возможно только в режимах ручном и приоритете диафрагмы.

Далее обнаруживается, что объектив обладает весьма любопытной конструкцией и механизмом управления диафрагмой. От значения диафрагмы 2,8 до 5,6 включительно замер работает при рабочей диафрагме. То есть в видоискателе можно наблюдать изменение софт – эффекта (который как раз и проявляется в этом диапазоне диафрагм) по мере "зажимания" диафрагмы. От значения диафрагмы 8 до 32 картинка в видоискателе остается неизменной и замер происходит при открытой диафрагме.

Pentax FA85/2,8 soft

Такая конструкция позволяет наблюдать в видоискателе изменение софт – эффекта при переходе от диафрагмы 2,8 (максимальный эффект) к 5,6 (минимальный).

Минимальная дистанция фокусировки довольно мала и составляет 0,5 м. (масштаб 1:4), что позволяет как раз снимать те самые цветочки, которые так потрясающе потом смотрятся в альбомах. В инструкции особо рекомендуется использовать бленду при всех видах съемки и любом освещении. Впоследствии, когда я убедился, как чувствительно при открытых диафрагмах объектив реагирует на свет, я оценил эту рекомендацию.

Первая же отснятая пленка наглядно показала, что для получения потрясающих пейзажей и портретов придется потрудиться. Несмотря на то, что попадались и удачные для первого раза кадры, многие оказались излишне мягкими, малоконтрастными, а то и, просто, визуально казались нерезкими. Впоследствии процент подобных откровенно неудачных кадров удалось существенно снизить, благодаря накапливанию опыта (и только благодаря ему – я по-прежнему не способен до конца формализовать и обозначить "рецепт хорошего кадра" с использованием этого объектива). О том же самом, кстати, говорится и в инструкции к объективу – "снимайте больше и обрящете".

В целом, несмотря на то, что для каждой диафрагмы (от 2,8 до 5,6 включительно) типичен какой то определенный характер картинки, он может существенно варьироваться в зависимости от освещения, его направленности, интенсивности и положения источника относительно оси объектива. Здесь, конечно, лежит громадный хотя, с непривычки, и трудно управляемый, источник творческой работы. Наблюдаемая же в видоискателе картинка весьма приблизительна и результат на отпечатке заметно иной (в целом, как правило, с более выраженным софт-эффектом, но реально все тоньше, много нюансов).

Pentax FA85/2,8 soft

На всем остальном диапазоне диафрагм (начиная от 8 и меньше) объектив работает как обычный фикс – фокал и весьма и весьма резок (что, вообще говоря, позволяет мне порой использовать его как некий универсальный выездной вариант, своего рода штатник для маньяка-пикториалиста). Ночная съемка также обладает определенными особенностями.

На открытой диафрагме объектив рисует источники света с живописнейшими разноцветными круглыми ореолами. Но стоит прикрыть диафрагму на одно значение, как ореолы становятся многоугольными (сообразно числу лепестков диафрагмы). После 8 (включительно), как и следовало ожидать, рисунок становится традиционным.

Pentax FA85/2,8 soft

В заключение стоит резюмировать, что с моей точки зрения, данный великолепный специализированный объектив, несмотря на все его привлекательные качества, все же не замена классическому портретнику. Обладая весьма специфическим красивым рисунком, он остается инструментом для решения весьма специальных художественных задач. Из общения с FA85/2.8 soft я, кроме "чувства глубокого удовлетворения" вынес еще два вывода, которые вряд ли понравятся моей жене. Первый – мне необходим классический портретник, который заменит мой Юпитер-9. И второй. К несчастью моей жены, в линейке Пентакса имеется еще один "мягкий" объектив – FA28/2.8 soft.

Pentax FA85/2,8 soft

Итак, я получил то, что я хотел. От периода проб и экспериментов я плавно перешел к использованию этого объектива со всем многообразием его возможностей в своей повседневной съемке для достижения совершенно предметных целей и осознанных творческих задач. И из "любимой игрушки", которой он был на первых порах, объектив превратился в "любимый инструментарий", между чем, поверьте, большая разница. Единственно, что остается общим для обоих статусов – это слово "любимый", что позволяет FA85/2.8 soft неизменно отвоевывать место в моем тесном кофре у других претендентов на совместную фотосессию.


© 2001, Бурштейн Я.Б.