logo

Техника Pentax. Боевой тест Pentax MZ-S

Лучший способ попробовать – это попробовать…
Так что берем Pentax MZ-S, добавляем к нему Pentax SMC FA 80-320 и вперед… Вперед на 7й этап чемпионата России по кольцевым гонкам.

Постоянные наши читатели, они же посетители форума, они же зачастую хорошие знакомые, наверное, знают, что попал я туда с помощью нашего автора – Андрея Смирнова. Вокруг него на нашем сайте уже сложился целый образ "фото гуру". И уважительное "Андрей Борисович" в нашем, надо сказать, весьма вольном и порой едком форуме. Впрочем, тому немало оснований. Один только курс по самоделкам чего стоит!

Собственно это предисловие нужно лишь для того, чтобы пояснить, что основной моей целью на гонках был не тест MZ-S. Скорее целью было показать новую камеру нашему гуру. Благо гонки он снимает не первый день и соответственно может квалифицированно оценить работу новой камеры в реальных репортерских условиях.

Буде так случится, и Андрей найдет время описать свои впечатления от камеры, мы их тут же опубликуем (или ссылку дадим). Пока же краткий рассказ о моих собственных впечатлениях. Иллюстративный материал не так уж и богат (две пленки), но его вполне достаточно, чтобы дать первую оценку работе камеры.

Вначале немного формалистики. Т.е. что, как и на чем снималось:
Все снимки сделаны камерой Pentax MZ-S (без батарейного блока и каких либо иных аксессуаров). Использовался объектив Pentax SMC FA 80-320/4.5-5.6 с установленным на нем UV фильтром Hoya. Первая пленка – это Fujifilm NPH ISO400. Вторая – Fujifilm Superia ISO400. Все снимки сканированы на Hewlett Packard PhotoSmart (слайд-сканер с разрешением 2400dpi).

Последующая обработка это лишь коррекция в PhotoShop 5.5 уровней черного (через Levels), изменение размеров к удобным для отображения на сайте и последующая компенсация потери в резкости при помощи фильтра UnsharpMask (с диаметром ~0.3pixel и степенью проявления эффекта 120%). Первые пару снимков я делал, используя монопод, но погода была солнечная и, в итоге, все последующие снимки делались с рук. Основные экспопараметры к каждому снимку приведены в подписи. Практически все пленки сняты в точечном замере и фокусировке по центральному датчику. Использовались как непрерывная, так и разовая фокусировка. Режим съемки – все время серийный.

Теперь к самим снимкам.
Правда, вначале кадр загадочный, а точнее непонятно откуда на эту страницу попавший. Разгадка этого безобразия проста, у Андрея с собой оказался объектив Pentax SMC FA 100/3.5 Macro. Ну а я в лучших традициях (рекомендую посмотреть мои первые впечатления от линз 24-90 и 28-105) ничего интереснее "бычков в салате" поблизости не нашел :).

Pentax MZ-S

Правда какое никакое а представление о достаточно высокой резкости этого объектива и размытии ближних и дальних планов получить можно :).

Покончили с попутными шалостями – теперь гонки.
Сделаем так, я вначале помещаю несколько снимков, а потом возможно добавлю еще. Поэтому легкого сумбура не избежать, но поскольку все это в рамках одной страницы то и особо запутаться вроде негде.

Первый мой снимок на гонках – Формула 1600. Машина едет в конце длинной стартовой прямой и едет не быстро (прогревочный круг). Естественно все эпитеты вроде "небыстро" по ходу этого текста стоит соотносить с понятием "гонки". Т.е. в обычной жизни за такое "небыстро" ГИБДД с удовольствием предложило бы стандартный выбор "на месте и дешево или через сберкассу и дороже"…

Pentax MZ-S

Первый снимок и сразу несколько общих впечатлений. Впечатление первое – и я его уже высказывал (кажется) в форуме – толи это везение того "кто играет первый раз", толи, что-то еще мне не понятное. Дело в том, что обе моих пленки не имеют НИ ОДНОГО! нерезкого кадра. Конечно, день был солнечный и выдержки редко опускались ниже 1/500 сек. Но ведь практически вся съемка выполнена на полностью (в рамках возможностей объектива) раскрытых диафрагмах! Я честно сказать ожидал 20-50 процентов брака по резкости. Ан нет. Древний как мир способ – зафиксировать центральный датчик, фокусироваться по нему и лишь после захвата фокусом перекомпоновывать кадр сработал на все сто…

Второе впечатление – ох до чего же контрастно раскрашены машины. Одно лишь сочетание белых (а они еще и бликуют) элементов отделки с черными шинами…

Третье впечатление – Fujifilm Superia (по крайней мере, в связке с моим слайд сканером) полностью проиграла (в моих глазах) Fujifilm'овской же NPH. В чем это выражается? Снимки сделанные на Superia более насыщенные и более контрастные, но! их намного сложнее "вытянуть". Т.е. см. пункт 2 :).

Попытка после сканирования привести тон шин к естественному и одновременно не "убить" остальную картинку намного проще проходит с NPH. И это несмотря на то, что на гистограмме (сразу после сканирования) для NPH характерна четкая "отсечка" в области совсем темных тонов. Тем не менее, NPH легко "растягивается" на новый диапазон, а вот Superia тут же начинает "показывать характер". Появляется что-то похожее на зерно, гистограмма становиться изрезанной, как расческа.… В общем, в столь тяжких условиях по контрасту стоит обязательно проиграться пленками (под "свой процесс" конечно – в моем случае это сканирование). И много больше (чем было возможности у меня) времени уделять обработке/печати снимков. Я то ведь ставил себе целью лишь обработать все кадры одинаково – в случае же реального получения гоночных снимков можно (путем возни в течение длительного времени) "вытянуть" куда как больше…

Следующий снимок – статика. Точечный замер – штука универсальная.

Pentax MZ-S

Даже в условиях сильного контраста он дает результат, который можно охарактеризовать как естественный. Конечно, что-то уйдет в белое, что-то в полностью черное, но общий результат вполне соответствует тому, что видел глаз. Тут правда еще стоит учитывать что я, зная ужасающий разнобой, с которым браузеры отображают снимки на разношерстных мониторах читателей просто побоялся доводить контраст снимков до нормального (к сожалению после сканирования любой снимок приходится приводить в рамки реальности). Иначе у части читателей они просто проваляться…

Далее парочка кадров напрягающих авто фокус.

Pentax MZ-S

В обоих случаях это прохождение относительно скоростного поворота. В ситуации с красной и синей машинами происходит следующее – моментальный влет машин в поворот (т.е. 2/3 кадра слева проходятся мгновенно), далее практически полная остановка движения в кадре и рывок уже навстречу снимающему. Четко видно, что обе машины попали в "пятно резкости", а все остальное содержимое кадра уже подразмыто (причем не за счет смазки на длинных выдержках).

В случае с двумя белыми машинами (их там две – приглядитесь :)). Я просто нахожусь внутри того же самого поворота. Телевик выкручен на 200мм минимум. Соотв. Машины проскакивают область кадра за доли секунды. Резкая, четкая картинка…

Pentax MZ-S

Следующий кадр с одной стороны сделан курьезным способом, с другой является отличным тестом репортерской камеры. В данный момент я успел поместить лишь его, но чуть позже обязательно выложу все, что есть на пленке по этому случаю.

В чем соль? Я стою все в том же повороте (как и в случае с предыдущими машинами). Камера висит на брюхе. Конец дня. Курю. Никого не трогаю. На ноге сломан мизинец (не на гонках) и мне все на свете поровну.… Представили пейзаж? В этот момент наивысшего расслабления голубое авто решает пройти поворот чуть быстрее отведенных ему природой возможностей… Моментальный снос задней оси.

Pentax MZ-S

Повторюсь – я курю. Т.е. в правой руке у меня сигарета. Но какие-то жалкие остатки былых занятий баскетболом позволяют среагировать. Т.е. большая часть полета машины (буквально в пяти метрах от меня) уходит на выбрасывание сигареты, попадание рукой в камеру, нащупывание кнопки и начало…. "съемочной серии" :).

Т.е. этот снимок сделан в процессе поднесения камеры к глазам – "от пуза". Как только выложу всю серию, будет видно, что вначале камера у меня в руках чуть "перелетела" вверх и только затем опустилась "в кадр". Сколько времени было у MZ-S'а на фокусировку? Не знаю.… Думается не больше, чем у гонщика (в желтом комбезе) на заднем плане на то, чтобы среагировать на "удачу" соперника…

Ну а последний снимок прост. Его название "Финиш".

Pentax MZ-S

Все… спать пора…


© 2001 Денис Климович