«The Penta Magazine»

История Asahi (часть 1-я)

Образование компании предшественника Pentax
Asahi Optical Co., LtdКомпания Asahi Optical Co., Ltd не является пионером производства фотокамер в Японии. Исторические документы свидетельствуют о том, что фотокамеры типа "box" появились в Японии в 1860 году, когда в центральных районах страны (ныне префектура Нагойя) уже был известен способ дагерротипа. Конечно, это были первые, несерийные образцы фотоаппаратов, которые не сохранились до наших дней. Однако примечательно то, что всего через 20 лет после того, как в 1840 году голландскими моряками была завезена первая камера для дагерротипов, в Японии уже появилась своя собственная модель. Этот факт говорит о том, что даже 150 лет назад отношение японцев к лучшим достижениям культуры других стран было не столь жестким, как это принято считать.

Потребовалось около 20 лет, чтобы в 1882 году в Японии появилась своя первая серийная продукция. Заслуга в этом принадлежит господину Кониши Хонтен – основателю Rocuemon Konishi, впоследствии Konica Corp. Так что если задать вопрос, кого можно назвать пионером фотоиндустрии Японии, то это вполне мог быть Кониши Хонтен. Однако, в то время производство фотокамер целиком зависело от импорта готовых узлов, таких как объективы, затворы и т.п. Начиная с 1930 года, множество производителей оптики стали выпускать свои фотокамеры. К ним относятся такие компании как Сhiyoda Optical (ныне "Minolta camera Co., Ltd."), Olympus, Tokyo Optical Instruments и Seiki Optical Laboratory (Canon, Inc.).

В то время Asahi Optical была небольшой фирмой, которая занималась изготовлением очковых линз и имела в штате всего лишь несколько сотрудников. Её предшественницей была компания "Asahi Optical Joint Stock Co.", основанная в 1919г. Однако, благодаря применению передового метода полировки оптических поверхностей, продемонстрированной при изготовлении линз для очков, в 1933 году Asahi Optical была выбрана фирмой Konica для изготовления объективов к своим однообъективным фотокамерам "Parlet" типа "box". Konica приступила к выпуску фотокамер Parlet в середине 1920-х годов, используя при этом импортные комплектующие. Таким образом, объективы, изготовленные Asahi Optical, были первыми японскими комплектующими узлами, установленными в фотокамерах. Поэтому компанию Asahi Optical можно назвать пионером производства объективов в Японии.

Asahi Optical Joint Stock Co. была небольшой компанией по изготовлению оптики, но имела хорошую технологическую базу. В то время для полировки очковых стёкол использовали шерстяную ткань. Однако, Asahi Optical разработала свой метод точной полировки, основанный на использовании асфальтовой смолы – материала, который использовался в основном для полировки оптических элементов астрономических телескопов и микроскопов. Хотя по сравнению с современными стандартами это технологическое нововведение может показаться не столь значительным, необходимо отметить бесспорное стремление Asahi Optical выпускать продукцию высокого класса.

Переносная форматная фотокамера Parlet, оснащённая оптикой от Asahi Optical Joint Stock Co., была весьма популярной отчасти и потому, что нехватка 35мм плёнки увеличила потребность в форматных камерах даже в Германии.

Asahi Optical Joint Stock Co. постепенно расширяла свой бизнес, развивая производство фотографической оптики. Так в 1934г. на северной окраине Токио был построен новый завод. Привлечение фирмой Konica новых японских компаний для развития внутреннего рынка фотокамер и рост популярности переносных форматных камер, способствовали тому, что японские камеры быстро вошли в моду и пользовались большим спросом.

Особенно популярны были камеры "Panol" фирмы Konica и "Semi-Minolta" фирмы Chiyoda Optical, которые являлись копиями моделей "Iconta 6x9", "Baby Iconta" и "Super Conta", выпущенных в Германии в 1929г. компанией Zeiss Icon. Они явились связующим звеном в процессе перехода от переносных форматных камер к раскладным и, в конечном итоге, подготовили почву для появления более технологичных и сложных моделей. В 1937г. компания Chiyoda Optical представила миру фотокамеру Minolta Flex, объектив которой был изготовлен компанией Asahi Optical Joint Stock. Это была первая японская двухобъективная "зеркалка", созданная по образу и подобию доминирующих в то время на рынке фотокамер Rollei Flex.

Образование компании Asahi Optical Co., Ltd.
Процесс милитаризации страны, начавшийся в конце 1930-х годов, сказался на деятельности компании Asahi Optical Joint Stock. Теперь вместо очковых линз компания приступила к выпуску военной оптики. Эти перемены, однако, были счастливыми для президента компании Сабуро Мацумото. В возрасте 27 лет он возглавил руководство компанией после смерти своего предшественника, господина Кумао Каживара. За его плечами была работа в полиграфической промышленности, и на тот момент он не имел серьезного опыта в бизнесе. Но он сумел вовремя оценить перспективы фотоиндустрии, и до назначения на этот пост проработал в компании Asahi Optical Joint Stock уже 6 лет: сначала в должности оптика-полировщика, а затем – инженера.

По мере изучения германского опыта в производстве фотокамер – от переносных форматных фотокамер к раскладным и далее, к двухобъективным "зеркалкам" – господин Мацумото стал терять интерес к изготовлению очковых линз и оптических прицелов. Он решил переориентировать производство на изготовление фотокамер. Президент компании Мацумото привез из Германии фотоаппарат "Corere" и в свободное время занимался фотографией. Он был уверен в перспективности рынка фотоаппаратуры. В то время компания Asahi Optical Joint Stock процветала, список её заказчиков постоянно пополнялся. В него вошла и компания Chiyoda Optical.

К концу 1937 года милитаристский режим в Японии полностью подчинил себе экономику страны. Над деятельностью Asahi Optical Joint Stock был установлен контроль, обязавший компанию заниматься выпуском военной оптики. Таким образом, было прекращено производство оптики для других целей. Несмотря на это, в 1938 году президент компании Мацумото решает приобрести небольшой деревообрабатывающий завод к северо-западу от Токио и организовать новую компанию Asahi Optical Co., Ltd. для коммерческого изготовления объективов для фотокамер.

Фактически эту дату можно считать днем основания компании, однако, не все шло гладко. Сначала казалось, что все складывается удачно благодаря наплыву заказов от новых японских фирм-изготовителей фотокамер. Но быстрое ужесточение режима милитаризма и вовлечение Японии во вторую мировую войну в 1941 году привело к установлению военного контроля и над этим заводом.

Единственным военным заказом из области фототехники был прибор для аэрофотосъемки. Фотокамеры обычного назначения считались бесполезными и совершенно ненужными. Конечно, такая обстановка в стране не могла не сказаться на деятельности других японских фирм-изготовителей фотокамер. Казалось, что Япония никогда уже не сможет конкурировать с Германией, лидером в области производства фотокамер. На восстановление экономики страны требовались годы.

Однако, даже в такое непростое время компании Asahi Optical удалось разработать собственные технологии полировки линз и накопить существенный опыт в этой области. В дальнейшем это принесло неоценимую пользу в деле становления новой торговой марки Pentax.

Послевоенный период
Потери компании Asahi Optical за годы войны были поистине неизмеримы: заводы разрушены, ощущалась нехватка квалифицированных кадров. Но времени на раздумья у президента компании Мацумото не было, надо было восстанавливать разрушенное производство. У компании были долги перед поставщиками и подрядчиками, а также по заработной плате сотрудникам, а получить оплату за военные заказы было абсолютно невозможно. Но президенту удалось собрать необходимую сумму и погасить все долги. Причем, часть средств была выручена от продажи уцелевшего оборудования и материалов. Во время одной из поездок на велосипеде по полям, хранящим еще следы бомбежек, Мацумото принял решение начать новое дело. Но для этого требовались определенные средства.

Позже, вспоминая эти времена, президент Мацумото сказал: "Тогда я не знал, что предпринять. Всё приходилось начинать сначала". В этих непростых условиях единственным его преимуществом было то, что за плечами имелся уже серьезный опыт: будучи еще совсем молодым, Мацумото принял на себя руководство фирмой, пусть и небольшой, и сумел превратить ее в солидную компанию. Несомненно, энтузиазм и сильная воля позволили президенту Мацумото преодолеть нищету, трудности и неудачу. Так как сам г-н Мацумото не любит вспоминать эти нелегкие годы, можно представить, насколько сложным был этот период его жизни.

В начале 1946 года в Японии начался период послевоенной ремиссии. Мацумото стал искать способ восстановления компании, располагая лишь небольшим, частично обновленным штатом сотрудников. Хотя у компании не было больших ресурсов, все старались работать, твердо веря в то, что в один прекрасный день компания займет важное место в экономике Японии.

Фактически, уже следующим летом президент Мацумото получил от оккупационных войск несколько заказов на обработку линз для биноклей. Несмотря на нехватку кадров, каждая линза обрабатывалась рабочими тщательно и с любовью. Как только распространилась новость о том, что компания Asahi Optical вновь приступила к работе, стали поступать заказы на полировку оптических линз от фирм-изготовителей фотокамер. Заказы на линзы для биноклей и камер укрепляют положение компании

Постепенное увеличение спроса на товары народного потребления послужило толчком к дальнейшему развитию различных отраслей промышленности. Например, фотофирмы выпустили на рынок следующие модели фотоаппаратов, продажа которых шла удивительно успешно:

В послевоенный период производство японских фотоаппаратов постепенно возрастало благодаря их огромной популярности.

Компания Asahi Optical занималась поставками объективов нескольким фотофирмам, включая Minolta, хотя из круга заказчиков выпала фирма Konica, которая открыла собственное производство объективов. Однако, полномасштабным производство Asahi Optical можно считать лишь с 1948 года, когда компания выпустила сверхкомпактные бинокли "Jupiter". В мае того же года в северной части Японии можно было наблюдать полное солнечное затмение. Специально к этому событию компания изготовила компактный астрономический телескоп, предназначенный для школьников и студентов. Несколько сотрудников сложили телескопы в рюкзаки и отправились продавать их на остров Хоккайдо. Хотя оптические трубы были выполнены из картона, высокое качество линз компенсировало скромное оформление телескопа.

Несмотря на то, что спрос на этот телескоп был временным, президента Мацумото порадовал этот успех, и он решил преобразовать компанию из субподрядчика фотофирм в производителя конечных продуктов. В то время его внимание привлекали бинокли. Мацумото был абсолютно уверен в высоком качестве линз, выпускаемых его компанией. К тому же, этот рынок еще не был занят многочисленными конкурентами. Тем не менее, Asahi Optical позже других вступила в этот сектор рынка, а конкуренция уже усиливалась.

Поэтому Мацумото решил выпустить на рынок совершенно особую модель, которой и стал сверхкомпактный бинокль "Jupiter" с линзами объектива 6 х 16 мм. Он имел невероятный успех у покупателей. Эти бинокли продавались не только в Японии, но и в других странах. Поэтому их производство вскоре подскочило с 500 штук в месяц до нескольких тысяч. Чтобы удовлетворить возросший спрос на бинокли, президенту Мацумото и его двенадцати сотрудникам приходилось работать до позднего вечера, а иногда и ночами.

Успех биноклей "Jupiter" серьезно укрепил финансовое положение компании и, что более важно, ее имя. Высококачественное покрытие объективов бинокля заметно выделяло бинокли фирмы Asahi Optical относительно моделей других производителей. Стандартное покрытие объективов, используемое ими, было настолько непрочным, что его можно было испортить одним прикосновением птичьего пера. Покрытие объективов биноклей "Jupiter" отличалось высокой прочностью и продемонстрировало отличные технические характеристики. Более того, его можно было наносить как на поверхности объектива бинокля, так и окуляра.

Все это стало возможным в результате того, что компании Asahi Optical удалось "почувствовать" требования рынка и его перспективы. Компания закупила новейшее оборудование для обработки оптических поверхностей и направила своих работников на обучение к известному профессору в лабораторию университета Нагойя. Хироши Хара, будущий президент компании, был в их числе. Он вспоминает:

"У меня были некоторые сомнения по поводу этого решения. Ведь покупательский спрос был настолько велик, что все просто сметалось с прилавков, независимо от качества товара. Но на меня повлияла твердая решимость президента компании Мацумото производить только высококачественную продукцию. Так я отправился в Нагойю. Проблема заключалась в том, что это была единственная в Японии компания, разрабатывающая оборудование для оптической обработки материалов. Президент поручил мне купить этот первый, опытный экземпляр. Стоил он очень дорого, 400 тысяч йен. Решение вопроса осложнялось еще и тем, что компания-изготовитель уже обещала продать эту установку другой фирме. Но президенту Мацумото удалось в результате проведенных переговоров переубедить компанию-изготовителя продать оборудование именно Asahi Optical".

Asahi Optical Co., Ltd Asahi Optical Co., Ltd Asahi Optical Co., Ltd Asahi Optical Co., Ltd

(продолжение статьи читайте в следующем номере…)


This article is copyright 1999, Asahi Optical Co. Ltd.
All rights reserved by Asahi Optical Co. Ltd.
Копирайт на перевод этой статьи – компания ПЕНТАР, Светлана Булдина, 1999.

Денис Климович,
редактор Penta Magazine


The Penta Magazine № 2 (1999)