«The Penta Magazine»

Советы
Как сделать камеру моей мечты (небольшой прикол)

Эта статья, скорее шутка, нежели серьезные советы. Она появилась, как ответ на обсуждение в течение последнего года в дискуссионном листе Pentax (PDML) возможной «супер-камеры» Pentax. Впрочем, тема настолько интересная, что мы даже сделали небольшой приз для тех, кто захочет принять участие в ее обсуждении. Итак, «камера моей мечты» (только помните – это шутка).

bodyХотя мое общение с фототехникой и нельзя назвать очень длительным (многие из читателей увлекаются фотографией куда как больше времени, чем я вообще живу на свете) но все же у меня уже сформировалось представление о том, как сделать ее более удобной для меня лично :). Прежде всего большинство современных камер просто неудобны в работе. Ведь в любой фотографической системе мы имеем две основные части – оптику создающую изображение и корпус отвечающий за то чтобы запечатлеть это изображение. Физиологически достаточно естественно (по крайней мере для SLR камер) разделить управление этими частями между правой и левой рукой. Это ведь не «мыльница» к которой левой рукой лучше вообще не прикасаться (или датчик какой закроешь или вспышку).

У зеркальной камеры естественным является положение, при котором объектив или поддерживается левой рукой или по крайней мере ею управляется. При этом возможности этой руки не так уж и широки – нужно и камеру держать и интенсивно вращать крупные кольца фокусировки и диафрагмы, причем делать это непрерывно – то есть руку нельзя отрывать от объектива. А ведь на эту руку еще желательно возложить переключение режимов фокусировки – и тогда с оптикой будет все понятно.

В современных камерах этому (на мой взгляд) существенно мешает выступающая влево часть корпуса (внутри которой находится кассета с пленкой). Избавиться от этого выступа можно только одним способом – удалив его :). То есть перемещать пленку придется в вертикальном направлении (см. иллюстрации). Соответственно изменяется и вся остальная конструкция камеры – впрочем это только на пользу моему желанию перенести управление всеми функциями корпуса на правую руку, а в левой оставить лишь объектив и жестко привязанный к нему законами оптики механизм транспортировки пленки. В итоге естественным становиться выделение правой рукоятки в некую почти независимую конструкцию.

Стоит вспомнить и о том, что (опять же на мой взгляд) современные камеры, за исключением разве что топ-моделей Z-1p, F5 и EOS-1 имеют не очень то удобную форму этой самой правой части корпуса. Пентакс например лишь в моделях MZ-7/MZ-30 сделал рукоятку «ухватистой» да и то без батарейного блока FG она слишком коротка. И тут возможно кстати окажется то, что в описываемой в этой статье конструкции камера неизбежно окажется выше, чем обычно.

Итак что же внутри то? А все что угодно :). Просто из-за того, что внутри рукоятки нет пленки и ее легко сделать сменной мы можем действительно разместить внутри все, что угодно. Вам не нужна встроенная вспышка и моторный привод – ну так купите простую и дешевую рукоятку. Через год захотелось чего-то более сложного? Купите (заметьте себе – к той же старой камере) рукоятку у которой внутри будет встроенная вспышка и привод обеспечивающий 2 кадра в секунду. Кстати посмотрите на рисунок – вспышка находится существенно дальше от оптической оси объектива а значит «красных глаз» будет меньше. Вы профессионал и у Вас другие требования? Покупайте рукоятку с батарейным блоком из 6 АА, и скоростью протяжки 8 кадров/сек. При этом без всяких там лишних маломощных вспышек. Мечта! Платим лишь за то, что считаем нужным! Это ведь как байонетное крепление объектива – есть возможность подбирать все под себя.

Господа конструкторы – почему это есть в среднем формате и нет в 35мм??? Конструкторы Пентакс – кому как не Вам – скрестите Pentax 645n и Pentax Z1p – только оставьте фотографу возможность выбирать составные части системы по своему усмотрению. Хотя бы сделайте одну рукоятку потоньше и одну потолще – у нас ведь у всех руки разные.

О дизайне достаточно. Чего же еще не хватает в современных камерах? Ну кроме обычного: 1/8000 сек., 1/1000 сек. синхронизации и т.п. Много еще чего не хватает, всего и не перечислить. Ну так для примера:
Хоть современные материалы и обладают большой фотоширотой но ведь все равно не справляются. Как бы им помочь? Трудный вопрос и простого ответа на него не существует. Возможно стоит попробовать в следующей области – перед тем как свет попадет на пленку его можно попытаться пропустить через нейтральный фильтр с неравномерной плотностью. Понятно что так можно втиснуть разброс яркостей реального изображения в доступный динамический диапазон пленки (у нас еще пленка? Точно? Imagek какой-нибудь еще не разродился чем-нибудь реальным?).

Глаз (точнее мозг) потом поможет восстановить ощущение контрастного снимка а вот детали в тени и на свету добавятся. Вот только как сделать такой фильтр? Вот задача. На приведенном рисунке я указал на месте такого фильтра ЖКИ матрицу – уж больно она удобна. Корректировать снимок можно динамически и даже автоматически (измерив при помощи дешевой CCD с низким разрешением распределение яркости в кадре и автоматически подстроив ЖКИ так, чтобы сохранить максимум деталей). Вот только насколько применимы в этом случае ЖКИ оценить не берусь – они ведь и света должны задерживать достаточно и не вносить цветовые искажения. Но задача того стоит – это ведь фактически экспокоррекция в каждой точке снимка!

Дальше. Все снимали какой-нибудь собор красивый или церковь? Нет, не 200мм объективом с большого расстояния. А вот как это обычно в жизни бывает – почти от подножия. Ну и как? Все косое- Ну или для оптимистов – «стремиться в высь». Как и в случае с ЖКИ фильтром не знаю насколько это реализуемо но почему бы не встроить механизм наклона в прижимную плиту пленки? Shift-крышка вполне может получиться. Диапазон у нее наверное будет мал но для 35мм пленки может ведь и хватить. Отзовитесь те кто знает как это рассчитывается – подскажите реализуемо или нет.

Опять же уже заезженная мысль но – видео видоискатель. Уж очень много возможностей он сулит да и не так уж и дорог при массовом производстве. Не надо делать его цифровым. Просто видеомонитор и дешевенькая матрица для съема картинки. Одна только возможность сделать его поворотным/съемным уже может пригодиться во многих случаях.

Этот пункт не о камерах вообще а только о Pentax – встроенная заслонка предохраняющая видоискатель от проникновения внешнего света. Крышка из комплекта камер MZ серии все время теряется/забывается да и неудобно постоянно снимать/надевать резиновый наглазник.

Разнесенная/с большой площадью излучателя вспышка. Т.е. как в некоторых автомобилях – излучатель находится внутри корпуса а дальше свет разводиться при помощи световодов в различные места корпуса. Тени как-то смягчать надо даже если нет ничего кроме встроенной вспышки.

В общем описывать все что еще хотелось бы увидеть в современной фотокамере можно еще долго. Цель у этой статьи другая. Присылайте мне своё мнение о том чего еще не хватает современной камере чтобы стать «идеальной». Мы будем все это собирать и если наберется достаточно материала то обязательно опубликуем сводную статью о том чего же мы хотим от фотоаппарата. О копирайтах не беспокойтесь мы обязательно будем ссылаться на первоисточник. Среди тех, кто пришлет свое мнение мы разыграем призы. Может получиться весьма интересная статья – тема то ведь очень даже интересная…

This article is copyright 2000, Dennis Klimovich
All rights reserved by Dennis Klimovich


От издателя: данный материал сопровождался отдельной страницей с опросом на тему «идеальной камеры»; мы не сочли необходимым повторять ту страницу, но результаты опроса перед вами…

Не правда ли, «камера мечты» давным давно уже существует?! Значит, пора начать фотографировать, а не осбуждать что нового Pentax сделает (или не сделает) в следующем году!


The Penta Magazine № 2 (1999)