logo

Техника Pentax. Pentax MZ-M

Фотоаппарат для ортодоксального фотографа. А почему бы и нет?

– Подскажите пожалуйста, маэстро, какой аппарат выбрать для чайника?
– Да, наверное, кофемолку и электроплитку, Сэр!
   (Из разговора в конференции на одном из фото-сайтов)

Года полтора назад несколько фото маньяков собирались на рыбалку в дельту Волги, на Ахтубу. Зная подлую привычку нашенской аппаратуры давать дубчека (не путать с популярным чехословацким лидером времен Пражской весны) в походе, на рыбалке, на выезде и т.д., мы взяли тихо свои Зениты и поехали на дачу к приятелю в Бородино, на рыбалку, заодно проверить фотоаппараты перед отпуском. Не повезло именно мне – два года не вскрывавшийся мною переключатель чувствительности пленки в Зените-ТТЛ на 400 ISO создавал при работе экспонометра причудливый результат, съемка была испорчена. И я сказал себе: Сигизмунд! Пора тебе на пятом десятке-то проиметь что-нибудь такое, которое не требует раз в квартал лезть под верхнюю крышку и чистить контакты переключателя, ну и заодно отработает и выдержку и экспозамер более точно, а может и пленку перемотает само… Ошибочки в таких вещах теперь все дороже стоить начали, да и приходить в крайнее бешенство от общения со своим фотоаппаратом как-то стало утомительным.

Два слова о терминах или что нам снимать: Фото маньяками не рождаются, ими становятся в процессе длительной эволюции люди, которых однажды потряс сам процесс превращения белой мокрой бумажки, лежащей в ванночке при красном свете лабораторного фонаря, когда на ней через некоторое время волшебным образом проступают вдруг знакомые тебе очертания лиц или мест… Сейчас увидеть этот шарм фотопроцесса мало кому удается, все меньше работают сами с ч/б пленкой и проявкой бумаги. Меня приобщил к этому делу еще мой дед, и более 35 лет я не жалею об этом. Начинал работать еще с "Туриста" и "Фотокора" на пластинках, затем все стандартно – "ФЭД-2", "СМЕНА-5", "Зенит-В", "Зенит-ТТЛ".

Снимал школьных друзей, походы пешие, затем горные, затем водные, макро, пейзаж, натюрморт, семью, детей, Москву, парки, архитектуру, ну а в наше революционное время иной раз приходится и каталог товаров отснять, пардон. Сейчас сюжеты принципиально не изменились, все те же природа, рыбалка, пейзаж, макро, дети, лыжные прогулки, московские парки. И я не привык отказывать себе (любимому) в удовольствии прихватить с собой аппарат (а то и весь кофр) с парой пленочек при выходе на любое из таких мероприятий. Разница только в том, что в теперешней жизни стало, как это ни странно звучит, очень мало времени на всю эту икебану, появилась, черт возьми, жесткая необходимость, чтоб аппаратура работала как бы продолжением твоей руки и ничто не отвлекало от созерцания сюжета! (Vo daet romanticheskij ded!)

Pentax MZ-MПочему именно Pentax MZ-M: Разыскивался аппарат, удовлетворяющий некоторым, возможно, взаимоисключающим, требованиям, для ортодоксального фото маньяка (в последние 30 лет конкретно – зенитчика), рукам которого не чужда была даже частичная разборка – сборка своего вооружения для продления его правильной жизни. Итак: НЕавтофокусная камера с электронным затвором (2сек – 1/2000 сек), предпочтительно, с моторной протяжкой пленки, с электро- и/или электромеханическим приводом диафрагмы, обязательно имеющая кнопку РЕПЕТИРА диафрагмы и возможность полностью контролировать съемочные параметры (полноценный РУЧНОЙ режим), эргономически не сильно отличающаяся от любимого тела Зенита (ну чтобы было не более еще пары лишних кнопок под правой рукой и все!).

Желательно ПОЛНОЕ отсутствие каких-либо пользовательских программ типа ПЕЙЗАЖ, ПОРТРЕТ, МАКРО и т.д., а также вывода лишней информации в поле зрения видоискателя. Желательно иметь поле зрения видоискателя 90% или более, но уже более чем Зенитного качества по яркости! Желательно ПОЛНОЕ отсутствие встроенной ВСПЫШКИ. К системе экспозамера предъявлялись минимальные требования: пусть будет хотя-бы 2-4 зонная, но с возможностью быстрого переключения в центрально-взвешенную, желательно наличие простейшего механизма экспокоррекции через 0,5-1,0 ступени, блокировки экспопамяти, ну и диапазон установки чувствительности пленки желателен современный, с более мелким, чем у Зенитов, шагом, и более широкими пределами, обязательно считывание DX-кодов.

Pentax MZ-MК присоединительному байонету не предъявлялось никаких особых требований по типу "metal only", однако желательно было иметь максимально возможную совместимость моделей байонета для разных серий оптики "снизу вверх" без фатальной потери функциональности, и еще, естественно, ШТАТНУЮ возможность поставить на новое тело линзы из моей личной музейной коллекции, собранные за более чем 30-ти летнюю её историю – т.е. наличие штатного заводского переходника с байонета на М42. Не последними аргументами были суммарная цена за комплект "тело аппарата+штатный зум+минимальные причиндалы, чтобы можно было тут же начать работать" – время отъезда в путешествие поджимало…

Вопрос выбора предварительно прорабатывался, естественно, словно было предчувствие, что Зенит этим летом в очередной раз даст глюки… Полазив по конференциям на фотосайтах и прайс-листам поставщиков, прикинув свои финансовые возможности (имелось примерно 350 уе), я выяснил, что меня устраивает Pentax – среди моделей серии MZ была и искомая, ориентированная на традиционного фотографа. Система Никон (даже чистая механика) получалась дороговата для старта с покупкой одного только body, система Кэнон по цене была приемлемой, но не устраивала эргономика и отсутствие неавтофокусных моделей.

Pentax MZ-MПлюс еще несколько соображений в пользу выбранной системы – хороший сервис в Москве и достаточный (на тот момент) выбор неавтофокусной оптики, включая альтернативных поставщиков, не сильно великие цены на причиндалы, без которых нельзя обойтись, а также наличие в продаже пары чисто механических моделей, вдруг придется взять для зимних разминок! С точки зрения приобретения б/у аппаратуры и линз – я консерватор, у нас в Москве – только не это… В общем, пошел в ближайший фотомагазин, взял в руки, покрутил, глянул в видоискатель… Итак, Pentax MZ-M body.

Первое впечатление: в самом деле, ничего лишнего, все на нужных, привычных местах, чуть маловата высота корпуса аппарата и его вес (после общения с нашими чугунными моделями), но, видимо, это дело привычки. Высота штатного корпуса и его вес, кстати, весьма достойно компенсируются в большую сторону установкой батарейного отсека (под АА стандарт – для применения в повседневной жизни), а минимальный вес и габариты штатного комплекта с небольшими литиевыми фото-батарейками CR2 (2 шт.) могут весьма пригодиться при укладке аппарата в портфель в особенно торжественных случаях, для этого к нему выпускается штатный примодненный чехол под разные версии установленных объективов.

Отсутствует встроенная вспышка (и прилив на корпусе под нее), что положительно сказывается при установке на корпус "толстых" объективов (вроде МТО500-МТО1000), жаль, что другие аппараты серии MZ такой возможности лишены! Обе головки (левая – режим съемки, установка чувствительности пленки при ручном вводе и ввод значений экспокоррекции; правая – традиционно – установка выдержки), имеют кнопки электронной фиксации, что говорит о весьма тщательно проработанной эргономике). Клавиша репетира диафрагмы и кнопка блокировки экспопамяти столь же удобны и расположены правильно в смысле их использования без отрыва глаза от видоискателя, на ощупь.

Клавишу разблокировки байонета я бы перенес под левую руку, чтобы сбалансировать загрузку пальцев левой и правой руки – но нет полного счастья под луной, она стоит ниже кнопки репетира диафрагмы и в спешке работы иной раз хватаешься за нее, аки за предварительный просмотр… Дисплей (ЖК) на верхней панели аппарата кажет достаточный минимум информации: отработку A/P/M режима, заправлена ли пленка (и правильно ли), номер кадра, необходимость смены батарейки, чувствительность пленки либо по DX коду, либо при ручном вводе (при операциях зарядки) – все интуитивно понятно даже без описания по нарисованным пиктограммам.

Взгляд в видоискатель – как бальзам на израненную душу старого Зенитчика, все светло, более 90% площади кадра (вполне достаточно для практики!), штатный фокусировочный экран, в самом деле, сделан высококлассно (сервис-служба может и сменные предложить, у кого монета в кармане водится), минимум служебной информации с правой стороны экрана не отвлекает, хотя яркость зеленого светодиодного индикатора не всегда позволяет разглядеть съемочные параметры в ярком контровом свете, придется тренировать глаза перед съемками закатов и рассветов!

Байонет: углепластиковый, стыкуется со штатными линзами с приятным щелчком с небольшим усилием, для экстремистов сервис-служба предлагает привинтить металлический (за совсем смешные деньги, где-то 30-40 уе…), который будет иметь повышенную прочность (но не в этом его главная соль) и не ОБРАЗОВЫВАТЬ мелкой пыли при операциях стыковки-расстыковки (что очень существенно, как оказалось, см. ниже). Вызывает естественное сомнение долговечность линейки контактов байонета, на вид это латунь с хромировочкой, но предположим, что они проживут не менее срока жизни байонета.

Интереснее поведение штатного переходника (от других поставщиков – не проверял) с байонета "К" на М42 от Pentax: стыкуется и расстыкуется он (при некотором навыке пальцев) нормально, но даже при отсутствии привинченного в М42 объектива имеет небольшой люфт, при этом вызывает сомнение, что не будет засветки, если ввинченный в него объектив не полностью ляжет на плоскость своей установочной поверхностью… На многих фото-сайтах предлагается закрыть все это хозяйство самодельной шайбой из тонкой жести, я же пока ограничился проверкой пристыковки фланцев всех своих М42 объективов на предмет люфта и возможной засветки.

Шайба, кстати, обеспечит и еще один магический эффект – перемыкание всех контактов группы на аппаратной части байонета, чтобы камера правильно отрабатывала при этом режим приоритета диафрагмы (трудно сказать, насколько это легально). Говорят и пишут, что плохо кончаются попытки пристыковать к такому байонету наши объективы с индексом "К" в смысле того, что это надо делать в том магазине, где берется пресловутый объектив и на их же аппарате с металлическим (!) байонетом руками продавца – не знаю, такого исследования над здоровьем не проводил.

Затвор: вертикальный, ламельный, электронный, работает выше всяких похвал! Вы ощутите себя Джеймсом Бондом с "береттой", на которую навернули глушитель, на фоне Зенитчика, идущего за Вами по следу, с армейским гранатометом в руках! Даже при облегченной комплектации корпуса (CR2x2) отчетливо слышен только слабый звук зеркала и моторного привода, от затвора – только легкий шелест, не травмирующий своими вибрациями Ваши фото шедевры. Для некоторых видов стационарной съемки не помешал бы предварительный подъем зеркала – но это уже совсем другой класс аппарата, маньяки, правда, всегда ищут недокументированные режимы для этих случаев, но, увы, я еще не преуспел в этом.

Зарядка пленки и фильмовый канал: зарядка пленки весьма удобна, внутри корпуса есть метки для хвостовика, при этом первый кадр точно попадет на метку с номером "1" на стандартной пленке, раккорд я не пробовал подклеивать для получения "-1" кадра, если пленка не заправилась штатно – на ЖК-индикаторе это отображается миганием, надо открыть крышку и все повторить. При протяжке на первый кадр индицируется номинал чувствительности по DX-коду, если он есть на кассете, или последний из установленных вручную номиналов при его отсутствии.

Ручная установка тоже вполне понятна, как и пользование механизмами экспокоррекции или блокировки экспопамяти. Единственное, что может иногда доставать, так это втягивание зарядного конца пленки при обратной перемотке, зато не перепутаешь в горячке работы экспонированную и неэкспонированную пленки! Направляющие фильмового канала напомнили мне незабвенную "Смену-5" с той лишь разницей, что там был зеркально вылизанный карболит, а здесь – углепластик со стекловолоконным наполнителем. При указанных операциях не рекомендуется касаться пальцами или пленкой ламелей затвора – они очень тонкие, можно невзначай повредить их плоскостность!

Задняя крышка имеет прозрачное окно, через которое просматривается номинал установленной в современных кассетах пленки. В конце концов, для самых занудных маньяков имеется версия датирующей крышки, я не стал покупать – не дорос еще до этого шедевра! И, кстати, внимание: если Вам говорят (в минелабе, к примеру), что Ваш аппарат дает по всей длине пленки непрерывную царапину шириной в 0,3 мм – не верьте этому, а просмотрите лучше отснятую и тут же вытащенную на предмет царапин пленку, мне пришлось однажды пожертвовать роликом Коники для снятия такого подозрения прямо на месте! Два слова еще о количестве кадров: аппарат начинает обратную перемотку, когда, по его мнению, пленка кончилась и моторы вот-вот встанут; либо Вы сами инициируете этот процесс – есть кнопка принудительной обратной перемотки.

Мне обычно удается сделать 38 кадров при штатной зарядке "прошной" пленки (к примеру, Кодак Про Фото 100 PFF135-36+), тогда как на Зените, при аккуратной зарядке, удается 39-40, правда, частенько, минелаб это все равно портит, такова наша планида! Надо отдать должное механизмам аппарата – межкадровый промежуток выдерживается по всей длине пленки отменно, что подтвердилось при многократном сканировании разношерстных пленок (12-24-36 кадров), им отснятых.

Батарейки: в штатной комплектации аппарат идет без батарейного (под АА-тип) отсека и без батарей, чтобы не ввести в транс покупателя – цена за пару батарей CR2 от приличного поставщика составляла на момент приобретения аппарата половину стоимости батарейного отсека! И, тем не менее, применение штатных батарей в некоторых ситуациях просто необходимо, например, когда надо продемонстрировать "понты индейцев" (шучу, конечно!) – аппарат при этом имеет чрезвычайно респектабельный вид!

В остальных случаях, конечно, целесообразно, пользовать батарейки АА типа, правда, также от приличного поставщика и алкалиновые, экономия на этом чревата самыми неприятными последствиями! Еще год назад во многих точках в Москве (уж не говоря про Волгоград), торгующих батарейками, продавцы только вытаращивали глаза, услышав тип искомой мною батарейки CR2, тогда как батареек для дебильников АА типа – навалом, любых поставщиков! Литиевые же можно хранить лет 5 в нормальных стационарных условиях, держа при аппарате как аварийный стратегический резерв, да, они нежные, требуют нормальных условий по температуре, да, плохо держат большие стартовые токи моторов, да, емкость при этом получается меньше, чем у батарейного блока, но они маленькие, легкие, имеют отличную герметизацию, их не страшно оставить в кофре при нормальной температуре.

По отзывам знатоков с конференций фото сайтов, для авто фокусных аппаратов MZ-серий на штатных батареях удается снять 24-32 полных пленки при нормальных условиях, у меня получилось не более 8 шт., правда, в экстремальных условиях, в пустыне, на Ахтубе, при температуре воздуха в тени более 35 градусов, на солнце было не меньше 100 – пятки дымились, когда нога ступала на сухой песок! И хотя я их берег, менял каждый день комплект на комплект, прятал в палатку, в кофр, в тень – ничего не спасало – аппарат живет, комплект штатных батарей – мрет через 7-8 пленок! Пришлось их отложить в сторону для особо торжественных случаев и пользоваться батарейным отсеком, зарядив в него GP Energizer AA type по 20 руб. за шт. (этот комплект жив до сих пор, отработав более 70 пленок в течение времени более 1 года). Он, кстати, придает корпусу аппарата благородный вид и вес (примерно в два раза больший исходного), существенно повышая его устойчивость и ухватистость…

Еще пару слов о пользе батарейного отсека: приятель купил себе неплохой Кульмановский штатив с коническим резиновым пятачком с винтом и штифтом для четкой фиксации аппарата, принес, посмотрели… Либо снимай упорный штифт с пятака и пристыковывай к корпусу MZ, потеряв при этом четкую фиксацию от проворачивания аппарата, либо сверли корпус MZ – страшно ведь! Применение резиновых шайб под винт крепления штатива не снимает полностью проблемы. Зато очень кстати оказалось приложить штатно собранный пятак от Кульмана к батарейному отсеку и, аккуратно разметив, проделать в нем отверстие под фиксирующий штифт – не пострадал ни внешний вид батарейного отсека, ни Кульмановский метод фиксации от проворачивания аппарата на головке штатива! Есть еще люди в наших селениях…

Экспонирование: как оказалось, работает вполне пристойно, что было проверено на многих типах различных пленок, включая просроченные, для которых приходилось вводить экспокоррекцию. Результаты следует рассматривать, только приняв во внимание технологию работы: пленку отснял, сдал в проявку, сосканировал на более-менее приличном сканере, файл записал в исходниках на CD ROM. Затруднительно сравнивать результаты, полученные при сдаче в проявку-печать минелаба – слишком много неконтролируемых факторов при этом участвуют в получении изображения. Итак: использовались как любительские пленки, купленные в ларьках в городе (типа Konica VX100-400, Fuji Superia 100-400, Kodak Gold 100-200, 3M – 100-200 & So on), так и "прошного типа" (Kodak PFF135-36+, Kodak Portra 160NC), в том числе и просроченные на 1-2 года, ради чистоты эксперимента.

Все негативы сканировались на слайд-сканере типа NikonCoolscan LS20 программой SilverFast с последующим (при необходимости) редактированием в программе AdobePhotoShop 5.5. Примеры полученных изображений можно увидеть на этом сайте среди представленных автором на конкурс "Мои глаза – мой Pentax", там есть примеры летних и зимних пейзажных съемок, макросъемки, ночные снимки Москвы, контрфорсные снимки и т.д. Цветокоррекция практически либо совсем не проводилась, либо была минимальной (например, для негативов с просроченной пленки типа Fuji GS400).

В большинстве своем оказалось вполне достаточно центрально-взвешенного экспозамера, 2-х зонный использовался в основном для съемок пейзажей с наличием контрового света, причем при вертикальной компоновке кадров, как правило, использовалась и блокировка экспопамяти, для пленки Kodak PFF135-36+ использовалась, в том числе, экспокоррекция, для осенних ландшафтных съемок. Не проводилось для MZ-M (подобно Зениту) и по-точечного измерения чувствительности системы экспозамера по площади кадра для двух режимов работы – просто руки не дошли, хотя такое измерение весьма полезно для практики, в будущем, надеюсь, выбрать время.

Надо также подчеркнуть, что все съемки велись строго при естественном освещении, отчасти, обусловленным как отсутствием штатной вспышки, так и творческой концепцией автора насчет минимум-миниморум использовать на природе посторонние источники света (с неестественным спектральным составом). В большинстве своем съемка велась с рук, ночные кадры – со штатива, с использованием "электронного тросика", оказавшемся ну очень приятным в работе, поскольку камера действительно при этом механически развязана от рук фотографа!

Грех обижаться, но при мало-мальски осмысленном фотографировании пленка получается равномерно-нормальной плотности по всей длине, пригодной сразу как для сканирования, так и для печати, при минимальной (или без оной совсем) цветокоррекции! Забирается мысль в голову насчет мыльницы – при установке режима "P" – только навелся, скадрировал и нажал на спуск – для малых детей (или для жены) может быть очень полезно…

Объективы: при покупке MZ-M body автор приобрел единственный штатный зум фирмы Tokina типа SZ-X MF 28-70/3,5-4,5. Позже появились SL 28/2,8 и SZ-X MF 75-300/4,5-5,6 от той же Tokina. Все с ручной фокусировкой. Выбор оптики для данной камеры – тема отдельной статьи, следует отметить только, что указанные объективы при использовании автоматического режима (метка "А" на корпусе объектива) позволяют наблюдать в поле зрения видоискателя индикацию устанавливаемой камерой диафрагмы, при работе камеры в режиме приоритета диафрагмы (когда значение диафрагмы объектива принудительно установлено пользователем) в поле зрения видоискателя индицируется прочерк (-), при этом установленное значение диафрагмы передается в систему экспонометрии камеры от датчика на объективе штатно.

Таким же свойством обладают, надо заметить, и некоторые версии объективов от Pentax, о чем упоминается в паспорте камеры (интересно, что там упомянуты 50 и 85 мм фикс-фокалы), причем оговорено, что при этом происходит переключение камеры из 2-х зонного в средневзвешенный режим экспозамера. На самом деле, при наличии свободного времени, этот вопрос можно отдельно исследовать.

Опыт эксплуатации: автор эксплуатирует MZ-M body с указанным выше комплектом оптики примерно 1,5 года, при этом снимается от 2-3 до 5-8 пленок в неделю. Признаться, я педантичный и очень аккуратный пользователь (ни аппарат, ни объективы ни разу еще не ронял на асфальт…), хотя и не выхожу с аппаратом по три раза на дню из 600-го мерседеса, а просто ношу все это хозяйство в небольшом аккуратном UNOMAT'овском кофре.

При экстремальных условиях аппарат использовался таким образом: в пустынной местности при сильной жаре – отказывали только штатные литиевые батареи CR2; при зимней съемке на морозе более 20 градусов – аппарат между съемкой кадров был под курткой – к концу 3-го часа работы стали-таки подмирать даже АА-батарейки из батарейного отсека, правда, не сильно новые, но я таки доснял третью пленку и чуток отморозил руки; при ночной ноябрьской съемке при мелко моросящем дожде-снеге со штатива при ручных выдержках 10-30 сек при температуре 0 / -1 градус все работало без приключений в течение 3-х часов хождения по Москве.

Собственно аппарат НЕ ОТКАЗАЛ ни разу! Я побаивался за ЖКИ – но он вел себя весьма достойно. Что касается электропитания, то иной раз приходится подумывать о покупке чистой механики (вроде K1000) для съемки в супер экстремальной ситуации, или купить и носить на случай, как страховку. То есть, что касается затвора и экспозамера – пока живы батарейки, жив и Пентакс MZ-M! Неприятное для MZ-M замечание сделать тоже надо: в отличие от Зенита, где отсек от фокусировочного экрана (т.е. матового стекла) внутри (!) аппарата до собирающей линзы видоискателя достаточно ГЕРМЕТИЧЕН, у Pentax MZ серии этого НЕ НАБЛЮДАЕТСЯ ввиду того, что фокусировочные экраны могут быть сменные, на них есть небольшая выборка под фиксирующий элемент (лючок, его видно при внимательном осмотре экрана при отстыкованном объективе).

На практике это означает, что любая пылинка, попавшая в отсек ЗА ФОКУСИРОВОЧНЫЙ ЭКРАН, не может быть оттуда удалена НИКАКИМ способом, кроме, вероятно, снятия самого этого экрана в сервис центре и полной чистки всего отсека, включая пентапризму и коллективную линзу! А пылинки попадают и при смене объектива, и от работы углепластикового байонета (от металлического – вот оно! – в весьма меньшей степени), и из пленочного отсека (разрази меня гром – осыпается эмульсия с краев пленки и перфорации), а ламельный затвор ТОЖЕ НЕ ГЕРМЕТИЧЕН для этой пыли, вспомнишь поневоле тканевые зенитные шторки, насмерть закрывавшиеся! Корпус аппарата углепластиковый (а не чугунный, как хотелось бы!) – электростатика тоже вносит в это дело свой вклад!

Печально, но факт: содержи аппарат и объективы в предельной чистоте, не пользуйся никакими тряпками, кисточками и клизьмами для чистки фокусировочного экрана (угробишь экран), возможно, поможет маленький (компъютерный, с батарейкой) пылесос при его предельно аккуратном применении. На фотосайтах уже есть вопли пострадавших, да и я могу сказать, что зеркально чистый (в исходном состоянии) видоискатель моего MZ-M body тоже поймал некоторое количество пыли! Еще одно предостережение для любителей советских пленок с толстыми негнущимися подложками (вроде ТАСМы) толщиной 0,5 мм: несмотря на то, что протяжка пленки работает весьма быстро и энергично, есть пострадавшие от попыток всунуть и промотать такие пленки в MZ – механика может встать насмерть (т.е. умереть буквально) – и не чем будет снять черно-белые (понты индейцев) "профото" и похвалиться в фотоклубе в разделе "Профессиональная Фотография"! Лучше купить какую-нибудь AGFA или ILFORD – ПРОФЕССИОНАЛЬНЕЕ будет!

Краткое резюме: для того, чтобы сразу начать работать, достаточно купить MZ-M body и любой объектив, будь то штатный зум или фикс фокал. Для старых зенитчиков, при наличии М42-й оптики, даже можно обойтись одним MZ-M body и переходником Pentax-M42. Если же стартовать по-хорошему, то надо бы добавить сюда батарейный отсек под АА-формат, комплект удлинительных колец для К байонета и штатную вспышку…

Впрочем, это дело зависит от бюджетных возможностей конкретного фотографа. У меня осталось приятное впечатление от общения с MZ-M – после 30-ти летнего зенитного опыта, когда в кофре лежал на всякий пожарный второй аппарат, он и здесь бы не помешал, но в существенно меньшей степени. Нельзя также назвать этот рассказ рекламой MZ-M по той простой причине, что в данный момент, как и в старые добрые советские времена, стало даже в Москве затруднительно приобрести что-либо из рассмотренных выше компонентов – т.е. в прайс-листах в каком нибудь интернет-магазине оно есть, звонишь или едешь туда – в ответ вытаращенные глаза и настойчивое предложение прикупить Pentax Z1P за 1000-1500 уёв с зумным прошненьким объективом в подарочном варианте!

Поэтому бессмысленно советовать читателям идти в супермаркет и прикупать MZ-M с Tokin'овскими объективами – фокус не пройдет! Только бывалый и маниакально настроенный человек будет рыть сайты и какие-нибудь "Товары и цены" в поисках искомого девайса! Пожелаем же ему удачи в поисках и, если повезет, на съемках в наступившем XXI веке!

С наступившим наконец-то МИЛЛЕНИУМОМ всех фотоманьяков!

© Лысенко Михаил