logo

Выставки. Фотофорум '2001
Часть 0: до выставки

Фотофорум 200127 марта
С чего начинается выставка? С вешалки? Нет, с попытки на нее попасть. Для этого нужно узнать о самом факте начала выставки, найти место проведения, купить/получить/вырвать билет, сориентироваться на территории и уже после этого все и начнется…

Факт проведения
Чего уж там – все кому надо знают. Даже по телевизору в прайм-тайм реклама идет. Но на всякий пожарный: с 29 марта по 1 апреля (не шутка) в выставочном комплексе в Сокольниках. С 10ти до 18ти. 29-30го вход для специалистов. 31-01го вход для всех.

Как найти
Не очень трудно. м.Сокольники. Где магазин "Зенит" все знают? Так вот, оставляя его по правую руку (и что-то там про "дубленки-кожу" по левую), идем через стройные ряды палаток метров 150-200. Видим засыпанный снегом круг фонтана (толи до, толи после находится решетка входа в парк Сокольники). Прямо через него (шутка) и ускоряя в нетерпении шаг, обходим группку зданий затрапезного вида и все – мы на месте. Прогулочным шагом идти минут тридцать. "Репортерским" – 15… Схемка прилагается. На ней же и путь для автомобилистов (вот чего не знаю, так это что будет со стоянкой во время проведения выставки).

Билет
Вот он. Купить можно в кассах выставочного комплекса. Цена на данный момент (ночь 27го марта) мне не известна. Можно попробовать получить просто так на нашем сайте (предложение касается исключительно Пентаксистов фанатиков и нет гарантии, что билетов хватит всем желающим. Подробности смотрите в нашем форуме). Плюс, насколько мне известно, в первые два дня, заявленные как "дни для профессионалов", пройти можно будет без билетов. Для этого понадобится визитка вашей фирмы и, видимо нужно будет заполнять регистрационную информацию.

Ориентирование на местности
Будет добавлено завтра. А пока – посмотрите, как он создается этот выставочный блеск…

Фотофорум '2001


Часть 1: Собственно выставка

28 марта
После того, как "репортажный вариант" был так вовремя разрушен нашим предыдущим провайдером (если кто не знает – нам фактически уничтожили сайт, за день до открытия выставки, и восстановление работоспособности на текущем месте заняло…. собственно оно еще не завершено) у меня все рука не поднималась написать что-то о Фотофоруме. Все время на сайте находились более важные работы.

Но несколько настойчивых писем читателей напомнило мне о весьма простой вещи – человек слишком быстро привыкает к хорошему и начинает считать это естественным. Так и я, проведя на выставке все дни, перепробовав море новинок и пообщавшись с огромным числом людей, забыл о том, что далеко не у всех была такая же возможность. Ну, ничего – меня быстро вернули с небес на землю и разъяснили, что в некоторых местностях сложно не то что бы попробовать новинки – сложно вообще про них узнать…

Так что попытаюсь этот долг читателям вернуть – эта статья будет о выставке вообще, а вслед за ней появятся и небольшие описания/впечатления от некоторых новинок техники.

Итак, очередная выставка. Казалось бы, ну что тут может быть интересного кроме вполне конкретных технических новинок? Ан нет. Похоже эта выставка далеко не проходная. И главная причина даже не в ней самой, а скорее во всей "предыстории"…

Нет смысла вспоминать подробно – ситуация после известного кризиса видна всем – видна на каждом углу. Плюс чисто российская "изюминка" – существование заведений типа Экспоцентр'а.… Казалось, это прозябание будет длиться вечно (больших рекламных бюджетов нет -> покупатели не платежеспособны -> денег становится только меньше). Собственно "казалось" (в прошедшем времени) это не точный термин – достаточно взглянуть на прошедшие, на Красной Пресне выставки сходного профиля (имеется в виду "тоже про железки"). Жуткое болото – хуже прошлых лет! Крупные компании (их российские подразделения) похоже, вообще исключили слово "выставка" из своего лексикона.
И тут….. "все в …., а я весь в белом" :)

Фото рынок – не связь, не компьютеры, не всяческая бытовуха – именно фото "прочухивается" первым! Ему "в обед сто лет", а оно дерзает мощнее "молодых да ранних". У них (у молодых) кризис. В Инете ходит классный прикол – нищий с табличкой на шее: "программирую для Интернет за еду". Короче – "усё пропало шеф, усё пропало" © Папанов. А тут как будто ничего не было…

Полноценная выставка

Фотофорум '20011. Все ведущие брэнды. Причем в отличие, например от компьютеров не "мы помогаем нашим дилерам" © по-моему, Майкрософтовского офиса. Нет. Крупные брэнды выставляются напрямую. И не слабо выставляются. Кто был на стенде Konica, тот меня поймет :). Стендик – в футбол играть можно. Стенды остальных ничуть не слабее. "Большая пятерка", насколько я понимаю, в полном составе резко увеличила выставочные площади.

Фотофорум '2001 Фотофорум '2001 Фотофорум '2001 Фотофорум '2001

2. Три павильона чистого фото. Не "стиральные машины + телевизоры + чуток фотоаппаратов" (как это было на последнем PhotoWorldMoscow). Настоящее pure photo. От студийного света, через камеры и "цифру" к цифровым лабораториям.

3. Новинки. Что "в природе" существовало на момент проведения выставки то и доехало. Да, конечно плюс/минус "помощь" нашей доблестной таможни, да не все новинки были на выставке доступны для "потрогать", да не все они были в течение полного срока выставки. Но! В основной массе Россия не проиграла даже CeBIT, а это уже "совсем другой разговор". И, судя по темпам появления этих вещей в московских магазинах, это "всерьез и надолго". По крайней мере, в сфере фототехники, мы больше не похожи на страну третьего мира. "Буржуйские фирмы" наконец осознали перспективы (да и текущие объемы) этого рынка…

4. Самое главное. По выставкам ходят кто? Правильно – мальчишки собирающие пакеты/ручки и люди, которым заняться больше нечем. Абсолютно точно. Если выставка компьютерная и проходит …. известно где.… На фотовыставку теперь приезжают нормальные люди. Отпрашиваются ли с работы или "направляются" начальством, но едут по делу. И к своему удивлению встречают там море знакомых. Все! "Что еще надо человеку чтобы встретить старость" © Абдула.

5. На входе…… опять правильно! Стоит охранник и свирепо отсекает "неместных". Но выставка опять компьютерная + см. выше (дежа вю какое-то). На фотовыставке теперь на входе дают (не в смысле "дают за деньги", а просто – дают) полный ее каталог. Адреса, телефоны, сайты всего, что увидите у вас уже "в кармане". Причем не стоит пугаться того, что этот каталог "сидит" в цене входного билета. Билет сей, всего рублей тридцать стоил (я, даже правду сказать, уже и не помню точно сколько), плюс первые два дня никаких билетов вообще не было…

В общем, писать я еще долго могу – вопрос лишь в том хватит ли вашего терпения это читать :).

Итог
Похоже, для местного фото рынка пройдена "точка перегиба" (нижняя). Т.е. дальше должно быть лучше. Если конечно…… ну да "на все воля божья" © народный.


Часть 2: Первые впечатления от объектива Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5

Собственно времени на то, чтобы что-то серьезно протестировать не было. Поэтому, я буду просто приводить "то что есть" с небольшими комментариями.

Комментарий первый – мои извинения. Дело все в том, что записи экспопараметров нет. Как это могло вылететь у меня из головы я не понимаю, но факт остается фактом – о том, в каком положении была диафрагма можно теперь лишь догадываться.

Правда тут же стоит "отвесить комплимент" камере Pentax MZ-S – на ней было снято некоторое количество кадров с этим объективом и для них есть всё. Камера аккуратно и методично впечатала эту информацию между отверстиями перфорации – наглядно продемонстрировав жизненную необходимость такой функции…

mz-s
(приоритет диафрагмы, точечный замер, 1/6 сек., диафрагма f/4.5, без экспокоррекции)

Остальные же кадры были сняты на "старом добром" Pentax MZ-5n. Надо думать в приоритете диафрагмы. А вот замер был разным (точно помню) – в основном "точка", но что-то и в матричном… Пленка везде Fujifilm Superia. Кадры в помещении выставки (на корпусе MZ-S) сняты на 400тую, а на улице на ISO100. Соответственно в помещении помогала встроенная вспышка MZ-S'а (не было времени поставить нормальную).

Для статьи снимки сканировались на Hewlett Packard Photo Smart.
– "Превьюшки" сканированы на 1600dpi с последующей обработкой в Adobe PhotoShop 5.5 (изменение размеров, небольшие коррекции Levels).
– "Большие" варианты снимков сканированы на пределе разрешения сканера (2400 dpi) и, в тех случаях, когда это было возможно, приведены вообще без обработки (за исключением сжатия в JPEG, конечно). Так показаны участки снимков. Когда в большой версии приводится полный снимок – тогда естественно приходилось уменьшать его размеры.

Теперь собственно об объективе

Конструктив – качество изготовления:
Сделан он весьма неплохо. Никаких швов от состыковки тубусов (как у дешевых зумов). Кольцо изменения фокусного расстояния в том же стиле что и у всех новых объективов – обрезинено и нормальной ширины.

Кольцо фокусировки в стиле 80-320 (т.е. без рифления и довольно узкое) но люфты при зуммировании/фокусировке характерные для автофокусной оптики практически отсутствуют. Нет и намека на неравномерность движения при зуммировании – все скользит плавно и с нормальным демпфированием.

Кольцо диафрагм довольно узкое и, если ваши пальцы "как у Карлсона", то будет не очень удобно. Но это беда всех современных объективов. А в целом, в использовании объектив приятен и не вызывает никаких проблем, что в AF, что в MF режиме.

В комплекте фигурная (она же "крестоцветная", она же "тюльпан") бленда. Форма несколько не обычная – её "лепестки" приплюснуты в вертикальном направлении. В пресс-релизе это называется "овальная". В общем, такой формы раньше не встречал (или просто не обращал внимания?). У бленды есть окошко для вращения эффектных и, скажем поляризационных фильтров. Все как в серьезных профессиональных сериях…

Шумы при работе не высоки и, как правильно сказать,…. естественны что ли… Т.е. нет неприятных скрежетов, оставляющих ощущение, что внутри что-то не так.

Приступим к снимкам.
Фото №1 и его фрагменты. Снят один из павильонов выставки. В короткофокусной области, но не на 24, а чуть "подлиннее". Про диафрагму ничего не скажу. Похоже порядком закрыта. Жесткий контраст – солнечная погода + белое здание + черные авто и тени под ними…

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5
Фото№1: общий план на "коротком конце" (хотя по-моему это не 24мм, а чуть-чуть побольше)

Ошибка при кадрировании – "снято от асфальта" в итоге не возможно понять каков объектив в плане геометрии – все забивает наклон от слишком низкой точки… хотя судя по столбу и самым левым флагам "подушка" вполне в рамках приличий…

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5
Фото №1.1: верхний правый угол

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5
Фото №1.2: середина

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5
Фото №1.3: нижний правый угол

Работа со столь контрастной картинкой отличная! Видно все – от забитого светом центра до подробностей асфальта под Мерином. Собственно насыщенность и контрастность картинки полностью соответствуют тому, что было "в природе".

Разрешение – 5 с плюсом. Объектив легко превосходит сканерные 2400dpi. Бегло прикидываем: при таком разрешении на длинную сторону приходится 3600 точек. Если, взять 250dpi за разумную величину, то получится, что картинки можно спокойно "выгонять" на листы шириной в 40см. Т.е. печать 30х40 вполне возможна (думается, что вряд ли у минилабного отпечатка разрешение выше 250dpi {аналога этой величины}, но даже если это и так, то ведь сканер явно на 2400 не "вытянул" все из картинки).

Далее, "помучаем" объектив жестким лобовым светом.
Вначале картинка (Фото №2), которую я успел напечатать прямо на выставке (огромное спасибо сотрудникам Konica) и соответственно, пару дней показывал посетителям в ответ на расспросы о новом объективе (конечно, показывал не только её, но и всю пленку, отснятую на комплекте Pentax MZ-S + Pentax 24-90).

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5
фото 2

Естественно никакой даже "около художественной" ценности снимок не представляет (да собственно у теста и другие задачи). Главное же в нем лучше всего смогли оценить посетители выставки. Дело в том, что расположенный прямо напротив стенда Pentax (Корпорации Пентар), стенд Konica был подсвечен мощными прожекторами без каких либо шторок и их свет нещадно лупил в глаза, напрочь "забивая" картинку. Как это выглядело в действительности я попытался симулировать на фото № 2.2.

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5
фото 2.1

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5
фото 2.2

В действительности картина была даже хуже, так как галогеновый свет уже через пару секунд разглядывания начинал резать глаза. А вот камера и объектив справились с этой ситуацией просто замечательно (фото № 2.1). Благодаря MZ-S'у есть и экспопараметры: программный режим, матричный замер, выдержка 1/90 сек., диафрагма f/4.5.

Теперь, "идем на улицу" и продолжаем издеваться над объективом уже при солнечном свете :). Соответственно поставленной задаче (а мне лично хотелось понять пределы издевательств, которые может выдержать этот объектив) ставим солнце (во сказанул, а!) в самую неудобную для любого объектива позицию. Т.е. чуть-чуть за пределами кадра в верхний угол. И жмем пимпу. Результат – Фото №3.

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5

фото 3 (файл "битый", но основная идея понятна, поэтому решено оставить; прим. издателей)

Мой слайд-сканер его почему то невзлюбил, поэтому оно такое синее (я предпочел оставить все как есть и не корректировать снимок в Photoshop'е).

Читая все это вы скажете "так в жизни не бывает" и "не бывает объективов которые не ловят бликов". Правда ваша. Пять минут с высунутым от усердия языком и "чвак сказала японская машинка" © старый анекдот. Объектив "загнан в угол", блик словлен (Фото №4).

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5
фото 4

Можно спать спокойно – законы природы продолжают действовать.

Но согласитесь – нормальный "естествоиспытатель" никогда не успокоится, лишь пару раз посветив в объектив подручными источниками. Давайте же и мы напоследок "светанем" ему еще разок. Благо разбирая негативы после выставки я нашел подходящий снимок (Фото №5).

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5

Фото№5: "aging", или "туши свечи, сливай воду" каждый знающий английский да умилится вместе со мной… Честное слово – получилось не специально (в оригинале наверное был "imaging").

Два прожектора прямо "в лоб". Один по центру и второй возле правого края. Благодаря большой дистанции от первого из них мы должны "получить по полной программе". Зеленоватая штуковина слева это часть стенда Fujifilm (расположенного метрах в десяти), справа уже знакомая нам Konica, далее Minolta, и наконец…. вот тут я тихо стёк под стол…

Возможно, это даже правильно – "общий кризис высоких технологий", "закат эры доткомов" и прочее… Pentax MZ-S донес до нас параметры сего предвестника всеобщей старости: приоритет диафрагмы, точечный замер, выдержка 1/30 сек., диафрагма f/4.5. Я же предлагаю оторваться от осмысления философской глубины рекламного слогана и обратить внимание на насыщенность картинки и отсутствие общей засветки (от этой мерзкой белой штуковины чуть ниже середины кадра)… Не так уж и много можно сказать о других сторонах объектива…

Прежде всего, так называемый "bokeh".
В подробности истории термина вдаваться не будем – слишком долгая история. Для тех, кто это впервые слышит, скажу лишь, что речь о том как объектив размывает фон. Итак, что у объектива в этой области? Сюжет не ахти (Фото №6), но особого выбора окрестности выставки не предоставляли…

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5

фото 6

Тем не менее все получилось достаточно понятно – фон размывается очень красиво, плавно, без двоения контуров, без провала по насыщенности и контрасту. Загадочнее картинка бликов света – они заметно жестче. Нет, понятно, что солнце прямо по оси линзы и дает очень неприятный, мощный блик, но все равно остается ощущение разной передачи собственно фона и бликов. Тут я надеюсь на помощь известных знатоков оптики среди наших читателей – MHC, Андрей…. Ау! Это особенность отражения света льдом + последующей "работы" линз и для иных сюжетов картинка будет мягче, или же от объектива стоит всегда ожидать жестких бликов света?

Работа на минимальной дистанции.
Тут сказать нечего, так как есть только этот кадр (Фото №7).

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5

фото 7

Объектив был выдвинут на 90мм + бленда, в итоге получилось, что минимальная дистанция фокусировки (50 см) достигается как раз если упереть бленду в стекло витрины. Нормальная картинка (опять закрываем глаза на "сюжетные достоинства") – видна потенциально высокая резкость, нормальный контраст и плавное размытие всего остального…

Скорость автофокусировки.
Тут все супер! Ну уж по крайней мере на корпусе MZ-S. Объясняю, как получился снимок (Фото №8).

Pentax SMC FA 24-90/3.5-4.5

фото 8

Я "игрался" со следящей фокусировкой и камера "вела" девушку, идущую по проходу между витринами. Вела безупречно где-то метров тридцать и тут девушка начала поворачивать (соответственно налево – для нас, для зрителей). Я был "весь в видоискателе" и заметив что сейчас "портрет в следящем фокусе" уйдет – нажал спуск. Камера была в режиме автоматического выбора фокусировочной точки. В эту же секунду в кадр шагает, точнее даже впрыгивает за счет резкого поворота (он видимо стенд Пентара снимал) видео оператор. Камера успевает зацепить его крайней правой точкой и пере фокусироваться с "15 метров" на "1.5"! Общая длительность всех описанных событий около полу секунды… В общем для автогонок скорости хватит :).

К сожалению это пока все что я могу рассказать о новом объективе… Надеюсь познакомиться с ним поплотнее в недалеком будущем…

Дэн


© Denis Klimovich 2001