logo

Фотошкола. Макросъёмка

Голь на выдумку хитра или Снова "макро".

У любителей "со стажем" в старом сундуке жизненного опыта таких "примочек" и "фенечек" найдется огромное количество. Я тоже отношусь к давно и неизлечимо заболевшим макросъемкой. Еще в студенческие годы я долго копил деньги на один из немногих (двух) доступных тогда макрообъективов – "Волна-9". Стоил он тогда 70 рублей – почти две стипендии. Восторг от покупки был просто неописуем – без каких-либо колец, линз, простым поворотом фокусировчного кольца получать масштаб 1:2! Правда с этим объективом потерялась "прыгающая" диафрагма на моем "Зените-TTL" но это была мелочь, которая просто не могла испортить хорошего настроения.

С тех пор прошло время и многое изменилось, в том числе и я. Теперь я смотрю на "Волну" уже не как на чудо техники, хотя до сих пор пользуюсь той картинкой, которую он формирует в фокальной плоскости моего фотоаппарата, теперь это уже не "Зенит-TTL", он занял почетный дальний уголок шкафа (ради этой статьи старичка пришлось потревожить, попросить попозировать и даже немного поснимать – двух камер Pentax у меня, надеюсь пока, у меня нет), а "Pentax MZ-5n". Изначально этот аппарат появился у меня с одним из бюджетных объективов SMC FA 35-80/4-5,6. Он дает возможность сфокусироваться на расстояния 40см. При фокусном расстоянии 80мм это уже практически макросъемка – масштаб около 1:4. Но мне, привыкшему к "Волне", этого не хватало.

Поставив старый добрый объектив на новую камеру. Я понял, что если оптически он еще очень даже ничего, то вот "морально" он совершенно невозможен. Как быстро же мы привыкаем к хорошему! Нет "прыгалки" – отсутствует замер при полностью открытой диафрагме, не говоря уже об автофокусе и матричном замере экспозиции. Да и масштаб 1:2, и фокусное расстояние 50мм уже не является чем-то изысканным. И стал я искать другие методы и приспособления для макросъемки, параллельно занимаясь накоплением средств на "настоящий" макрообъектив (надо заметить, что оба эти процесса продолжаются до сих пор).

Первым, причем самым дешевым, явилось использование положительных линз в оправах от светофильтра, так как такие линзы имелись в наличии. Забегая вперед, надо заметить, что для моего SMC FA 35-80/4-5,6 набора из трех линз: +3, +6, +10, достаточно для получения изображения с масштабом вплоть до 1:1. При этом заметных хроматических аберраций не наблюдается, что видимо, связано с не только удачной, но и тщательно продуманной конструкцией объектива Pentax. Хотя конечно "настоящий" макрообъектив эти линзы не заменяют.

Однако для получения "картинки" необходимого масштаба, как оказывается, недостаточно одной оптики. Картинка рисуется светом, а его как известно, фотографу всегда нехватает. В случае макросъемки эта нехватка приобретает просто катастрофический характер. Необходимость до предела диафрагмировать объектив, для получения максимальной глубины резкости, уменьшает количество света достигающего пленки. А многие макросюжеты стремятся "спрятаться в тень", так что использование дополнительного освещения или установки камеры на штатив просто диктуется условиями съемки.

Естественно, что встроенная вспышка фотоаппарата малопригодна для макросъемки – как раз в то место, где находится объект съемки, будет падать тень объектива (особенно, если на него накручены линзы или он выдвинут удлинительными кольцами). Но можно использовать и ее, если свет от нее перенаправить на объект съемки. Сделать это можно при помощи листа белой бумаги или картона, который нужно держать над вспышкой в момент съемки. При этом надо еще и удерживать фотоаппарат, и опираться самомому. Ну почему у фотографа только две руки?! Именно таким образом был получен портрет шмеля (фото 1).

Макросъёмка
фото 1

Объектив SMC FA 35-80/4-5,6, с линзой +10. Встроенная вспышка, сверху приложен лист белой бумаги. Естественно, что такой метод не является ни удобным, ни универсальным. Честности ради надо сказать, что фотография полученная таким методом в моей коллекции, пожалуй, единственная.

Более удобны оказывается использование внешней вспышки, странно, не правда ли? Она будет светить на объект с более высокой точки, и корпус большой и прочный дает возможность прицепить к ней большее количество всяких рассеивателей, отражателей и прочих "штучек". Простейший изготавливается из листа белой бумаги или картона. В длину он должен быть порядка 15 см и иметь трапециевидную форму. Крепится на вспышку при помощи кольца из резины. Достоинство такого отражателя в том, что он обеспечивает ровное и рассеянное освещение с направлением "сверху" или "сбоку" в зависимости от того, как вы держите камеру. Можно изготовить такой отражатель из пластика и оклеить его фольгой (фото a).

Макросъёмка
фото а

Фольге можно придать, для лучшего светорассеивания, форму поверхности плафона от люминесцентной лампы (фольгу разглаживают на плафоне или другой твердой и фактурной поверхности при помощи одежной щетки и закрепляют "рисунок" парой слоев газеты с клеем ПВА). Таким способом получен снимок мотылька (фото 2). Это опять-таки SMC FA 35-80/4-5,6, с линзой +10. Более мягкий свет позволил немного получше проработать задний план.

Макросъёмка
фото 2

Вариацией таких рассеивателей можно считать и различные мини-софтбоксы (фото b).

Макросъёмка
фото b

Они изготовляются из картона, изнутри оклеиваются фольгой. Выходное отверстие заклеивается калькой или матовой пленкой. Недостатком этих картонно-бумажных творений является недолговечность, особенно если они используются в походных условиях. С другой стороны изготовить их просто, занимает это немного времени и каждая следующая "версия" все более совершенна. Кроме того, такие рассеиватели и "софт-боксы" могут быть использованы и в других видах съемки – например, портретной.

Такая схема освещения тоже не универсальна. Иногда может возникнуть необходимость в "бестеневом" освещении объекта съемки, да-да-да, именно таком, какое дает обычная кольцевая вспышка за полтысячи долларов. Что же делать в тот момент, когда необходимость в таком освещении уже есть, а вот той самой обычной полтысячи еще нет. Можно попробовать изготовить из бумаги и картона… нет, я не призываю вас становиться фальшивомонетчиками! Итак, берем картон, фольгу, кальку, клей и, вооружившись ножницами, линейкой и циркулем изготавливаем насадку на вспышку, которая и будет играть роль той самой кольцевой (фото c, d).

Макросъёмка
фото c

Макросъёмка
фото d

Как именно это сделать и сколько где сантиметров зависит от того, какой камерой, объективом и вспышкой вы пользуетесь. Принцип действия такого устройства, как говорится, понятен из рисунка – необходимо устроить такой "световод" вход которого одевается на вспышку, а выход кольцом располагается вокруг объектива. При помощи таких "кольцевых вспышек из AF220T" были получены фото №№ 3, 4, 5, 6.

макросъёмка
фото 3

макросъёмка
фото 4

макросъёмка
фото 5

макросъёмка
фото 6

Основным достоинством таких "картонных дурилок" является сохранение всех автоматических режимов работы камеры, включая TTL-режим вспышки. Недостатком же является их абсолютная неуниверсальность – они могут использоваться только с одной комбинацией вспышка-камера-объектив, даже если необходимо использовать удлинительные кольца или мех – придется опять браться за ножницы и клеить…

Надо сказать, что такая схема освещения не считается "художественной", поскольку не выявляет фактуру поверхности снимаемого объекта. Однако часто используется при технических видах макросъемки.

Однако двинемся дальше в область увеличений, то есть к съемке с масштабами большими, чем 1:1. Одной из методик, позволяющей достичь увеличения при съемке, может стать съемка перевернутым объективом (то есть когда объектив располагается передней линзой к поверхности пленки, а задней к объекту съемки). Масштаб изображения в такой системе регулируется расстоянием между камерой и объективом: чем дальше – тем больше масштаб. Я использую несколько доработанный мех отечественного производства ПЗФ.

Он позволяет получать масштаб приблизительно от 1,5:1 до 5,5:1 с объективом 50мм и от 3:1 до 11:1 с объективом 28мм. При этом расстояние от объекта до объектива меняется слабо и зависит от его рабочего отрезка, то есть в случае малоформатного объектива это около 4,5см. Имеет смысл использовать объективы от среднеформатных камер с рабочим отрезком 7-8см – это позволит "отодвинуться" от объекта на соответствующее расстояние. Так 80мм "Вега" от широкоформатного "Киева" даст возможность фотогафировать с масштабами приблизительно от 0,8:1 до 3:1 Естественно, что вся конструкция должна быть установлена на штатив, поскольку при полном диафрагмировании объектива, даже при ярком солнечном освещении выдержка будет измеряться секундами (фото e).

Макросъёмка
фото e

Штатив необходим такой, чтобы была возможность укреплять камеру снизу (между опор), что позволит снимать объекты расположенные близко к поверхности, на которой он установлен.

Доработка меха состояла в изготовлении "оборачивающих" колец, позволяющих крепить к нему объективы с различными диаметрами резьбы под светофильтр – 49, 52 и 58мм (фото f).

Макросъёмка
фото f

Камера соединяется с мехом при помощи переходника "К-М42". Серьезной переделке подверглась планка крепления меха к штативу (фото g) – вместо одной из направляющих этой планки была установлена специально изготовленная ось с резьбой, а в самой планке закреплена гайка. Это позволяет плавно перемещать всю конструкцию вдоль ее оптической оси и осуществлять точную наводку на резкость.
Макросъёмка
фото g

Именно при помощи такой системы сделан снимок бутона мимозы (фото 7). Это тот самый маленький желтый шарик, которым усыпаны ветки мимозы. Объектив SMC Pentax-M 1:2,8 28мм.
Макросъёмка
фото 7

Этим же объективом сфотографированы шестеренки наручных часов, их диаметр около 2,5 мм (фото 8). Макросъёмка
фото 8

При помощи SMC Pentax-M 1:1,7 50 мм был снят дубовый лист с каплями росы (фото 9) и маятник наручных часов (фото 10).
Макросъёмка
фото 9

Макросъёмка
фото 10

Естественно, что картонные кольцевые вспышки мало применимы при такой съемочной конструкции – для каждого масштаба пришлось бы клеить новую и таскать с собой их целый мешок. Захотелось сделать самому "настоящую" кольцевую вспышку. После долгих творческих мук и бесплодных исканий было сотворено искомое устройство (фото h).

Макросъёмка
фото h

Стенки корпуса изготовлены из пластиковых бутылок, а рассеиватель и задняя стенка из коробки для компакт диска. В качестве ламп были использованы две лампы из вспышек одноразовых фотоаппаратов (фото i). На вспышке AF220T своя лампа отключалась, а вместо нее включалось выносное кольцо.

Макросъёмка
фото i

Хочется сразу оговориться, что напряжение на импульсной лампе порядка 300В, а при запуске, то есть в момент вспышки, подается импульс в несколько тысяч вольт. Так что если вы не знакомы с электротехникой и методиками безопасной работы – воздержитесь от экспериментов или воспользуйтесь услугами специалиста; иначе ничего кроме электрошокера для самого себя вы не изготовите, а полученный заряд бодрости может отбить желание заниматься фотографией вообще, и это не самый страшный случай.

С такой вспышкой появилась возможность заниматься съемкой не только статичных сюжетов, но и "охотиться" за быстробегающими. Так были пойманы в кадр муравей (фото 11) и паучок (фото 12).

Макросъёмка
фото 11

Макросъёмка
фото 12

Эти снимки были сделаны комбинацией двух объективов – 135мм на камере и 50мм в качестве положительной линзы. Соответственно масштаб составил 2,7:1. Съемка таких сюжетов при помощи меха затруднена, поскольку на перевернутом объективе не работает "прыгающая" диафрагма, а при задиафрагмированном объективе в видоискателе камеры практически ничего не видно, частности не заметишь того, что объект съемки попросту сбежал, пока закрывалась диафрагма. Впрочем, про съемку двумя объективами уже было сказано достаточно.

Это только несколько "маленьких хитростей" от "умелых ручек". Думаю каждый, кто занимается макросъемкой, уже делал или еще сделает что-то похожее или непохожее, но при этом ужасно нужное в достижении главной цели любого фотографа – получения неповторимого и единственного шедевра.

© 2001, Смирнов А.