logo

Техника Pentax. Pentax EI-2000

Зеркальные цифры, цифровые зеркала и прочие последствия перекрестного опыления

Ну, озаглавил! – скажет читатель… Толи книжек заумных на ночь слишком много читал, толи просто на солнышке перегрелся… и будет не прав. Точнее не совсем прав. Дело то все в том, что именно такие сочетания возникают в голове при первом взгляде на цифровой фотоаппарат Pentax EI-2000.

С одной стороны – это зеркалка (или выражаясь по научному SLR – Single Lens Reflex, оно же просто зеркальная камера). С другой – цифровой фотоаппарат. С третьей – объектив у неё не сменный. С четвертой – зуммирование происходит вращением кольца на объективе, а не кнопочками. В общем пессимист скажет – мутант, оптимист скажет – вершина прогресса.

Pentax EI-2000

Я же постараюсь остаться где-то посередине и не претендуя на объективность рассказать о камере и о её сильных и слабых сторонах. Причем особого смысла в написании еще одного псевдонаучного теста "разрешение столько то, дисторсия такая то и т.п." я честно говоря не вижу. Такого рода информацию (в том числе и по Pentax EI-2000) читатель без труда найдет в последних выпусках многочисленных толи фото, толи компьютерных журналов. Благо они у нас в стране расплодились за последние годы в количествах достаточных для того чтобы в них запутаться. Лучше уж я потрачу ваше время, о читатель!, на изложение базовых идей заложенных в камеру. Т.е. как в институте. Лучше знать как что-то работает, нежели пытаться запомнить справочник по конкретному агрегату. Такой подход позволяет самостоятельно делать разумный выбор при любых условиях. Ну а если будет такая возможность то позже я расскажу и о причинах столь не любезного отношения к происходящему в Российской около фотографической прессе.

Начнем же с того, с чего собственно всегда и начинают (мне хочется в это верить) – с концепции. Строго говоря их даже две. Обе трудно назвать новыми, но и к массовым (или правильнее сказать – ширпотребным) их тоже никак не причислишь. Зеркальная камера с несъемным объективом и помесь (готовься читатель – тут еще часто будут встречаться термины из генетики, да еще и в весьма вольном виде) зеркалки с цифрой. Многим, наверное, доводилось видеть камеру Olympus IS-300, а кому-то возможно и цифровых монстров созданных вокруг конструктива известных моделей зеркальных камер (эти правда смогли реализовать еще и третью концепцию, кратко и метко изложенную русским народом во фразе "цена от самолета"). Но на всякий случай напомню суть этих двух идей:

С базовыми идеями разобрались. Осталось лишь дождаться благоприятной погоды для перелета спор от одной идеи к другой. Потом некоторое время на созревание и вот оно! Зеркальная камера с несменным объективом и цифровой электроникой вместо пленки. Простенько и со вкусом.

Правда в реальной жизни все не так уж и "простенько". И поэтому прежде чем перейти к реалиям модели Pentax EI-2000 стоит отвлечься на еще одну техническую подробность. Дело в том, что в этой камере инженеры Asahi Optical Co., Ltd. (которая собственно и занимается разработкой, производством и продажей камер под торговой маркой Pentax) пошли несколько дальше. И строго говоря в камере нет зеркала! Тем не менее устройство ее настолько близко по смыслу к зеркальным, что многие (в т.ч. и из пишущей братии) этого и не замечают. "Зеркала нет, а что же тогда есть?" тут же спрашивает читатель. А есть там (где-то в глубине за объективом) так называемая сплит-призма.

Не хочется конечно плодить эти кальки с английского, но тут уже деваться некуда – термин устоялся в российском техническом языке (нет… все же это сленг, а не язык!). Совсем уж подробно нам устройство разбирать нет необходимости, поэтому перехожу сразу к смыслу – после объектива специальная призма разбивает световой поток на две части. Одна направляется на ПЗС (она же CCD в случае англоязычного написания) матрицу, а вторая часть попадает в оптический видоискатель (я конечно порядком все упростил но в данном случае это вполне допустимо). Т.е. по сравнению с зеркалом суть не изменяется – световой поток (его часть) попадает как в наши с вами глаза, так и на устройство регистрации.

Итак, базис понятен – соединяем лучшие стороны от зеркальной камеры с не менее лучшими от цифровой. Теперь пора перейти к результату.

Вот он. У меня в руках. "Эх…" скажет читатель. "Ну почему опять у тебя? Пора бы уже сразу в моих оказываться…". Ну так за чем же дело стало? В магазинах камера есть – вперед! Пробовать!

Для тех, кто пробовать еще не убежал я все же продолжу. А поскольку базовые принципы устройства уже ясны то рискну высказать следующую мысль, могущую оказаться не популярной. Мысль в общем то проста – первое на что стоит обратить внимание это удобство работы с камерой. Не на технические характеристики, не на длину списка всяческих "наворотов", а на простое и понятное удобство! Фактически это означает – "захочу я ей снимать или через месяц мучений заброшу в дальний ящик".

Этот принцип (фактически тоже "базовый") появляется вовсе не на пустом месте. Опыт (сын ошибок трудный) показывает, что в современном мире за близкую сумму денежных знаков мы всегда получаем весьма схожий уровень чисто технологических достижений. Т.е. камеры обеспечивающее равное качество итоговой фотографии стоят приблизительно равных денег. Да, зачастую приходят они к схожему результату разными путями. У одних один параметр на высоте у других иной. Но итог приблизительно один. Так что определившись с собственными задачами (снимков 10х15 мне мало, а 30х40 я точно печатать не буду) и (ох….) средствами нет смысла метаться в попытке выгадать хххх пикселей или ууууу бит. Кардинально разных результатов за одни и те же zzzz долларов вы все равно не получите…

Вот тут то мы и приходим к тому, что главное в камере это её "совместимость" с хозяином. Не камеры с портами компьютера (да все они давно имеют USB, а если в вашем компьютере USB нет, то переходник найти можно), не типов памяти вашей камеры и дешевевшего магазина в городе (разница между Compact Flash и Smart Media давно уже стала призрачной на фоне одних только лишь расходов на батарейки, а если для вас пара долларов это существенно то наверное стоит пока воздержаться от "прихода" на рынок вещей стоимостью в сотни, а то и тысячи долларов). Все это лишь полезная попутная информация. А вот что важно так это какие чувства вы будете испытывать через месяц – желание брать камеру с собой везде или тихий ужас от одной только мысли о необходимости ее использования…

Что в этой области представляет собой Pentax EI-2000? Да все, в общем-то, не плохо. Особенно на фоне остальных современных цифровиков. Нет ощущения, что держишь в руках смесь батарейки с винчестером. Вполне фотографическая камера. Органы управления на своих местах, рукоятка приличного размера (и отличной формы выработанной десятками лет конструирования нормальной фототехники), индикация понятная с первого взгляда. Собственно, если берущего её впервые в руки (и не особо сведущего в фото) не предупредить, то он вполне может решить, что камера нормальная – пленочная. Выдает то её только жидкокристаллический дисплей. Так что совместима с фотографом камера на все сто! Даже на двести, так как цифровая её суть позволяет творить вещи обычной камере недоступные.

Попробуйте, например, поворачивать видоискатель обычной камеры вслед за своими желаниями… не возможно? А в EI-2000 без проблем! ЖКИ индикатор на задней стенке можно поворачивать. Если его поставить горизонтально то и вовсе возникает ощущение, что держишь в руках профессиональную среднеформатную камеру с шахтой. А управляющее колесико под указательный палец! В точности как на профессиональных репортерских камерах. И этот список удобств бывших до сих пор не очень характерными для цифровой техники можно продолжать еще очень долго.

Pentax EI-2000

Просто для примера: возможность точного контроля фокусного расстояния/диафрагмы; возможность установки как входящего в комплект литиевого аккумулятора так и (на это же самое место) 4х обычных батареек АА; наличие стандартного ИК порта, что позволяет печатать снимки на принтер без посредничества компьютера, вынесенный в сторону оптический видоискатель, в результате чего лишние части тела (нос, например) не упираются в камеру; встроенная складывающаяся вспышка (а значит, в поднятом состоянии она находится достаточно далеко от оси объектива и вероятность получения на снимках "красных глаз" снижается"); встроенный "горячий башмак" под настоящую внешнюю вспышку (наконец то! можно взять мощную вспышку из своего же пленочного комплекта и ночные кадры перестанут быть головной болью); нормальная резьба под фильтр 49мм на объективе и т.д. и т.п.

Нет "и т.д." отделаться не получится :)
Поскольку кроме удобств позволяющих нормальному фотографу жить с камерой в дружбе и согласии долгое время больно много всего чисто технического туда запихнули инженеры. Причем делали они это не потому что "просто это было несложно сделать" (именно это приходит в голову, когда пользуешься большинством цифровиков), а используя свой опыт в конструировании именно фотоаппаратуры (а не записных книжек и видеокамер, особенности которых отчетливо видны в технике Casio и Sony).

Технические особенности EI-2000 наводят на мысль о том, что она рассчитана под фотографа с запросами или и вовсе под человека зарабатывающего на фотографии. Поэтому тут присутствует все, что нужно для получения качественного снимка:

С возможностями камеры вроде все ясно. А что с её реальным использованием? Как ведет себя смесь зеркалки с цифрой в реальной жизни? Да отлично она себя проявляет. Без неожиданностей и несуразиц. Берешь и снимаешь. Несмотря на навороченность камеры даже нет нужды смотреть инструкцию – все и так прозрачно сделано.

Качество снимков вполне соответствует общему уровню, сложившемуся на данный момент среди старших моделей цифровых камер. Благодаря разнообразию экспозиционных режимов фотограф, точно знающий чего он хочет, сможет даже обходить "видовые проблемы" цифровых фотоаппаратов (плохую работу со слишком яркими и слишком темными сценами). Камера настолько естественно (для фотографа) устроена что любая операция во-первых не вызывает сомнений (как сделать?), а во-вторых осуществляется исключительно оперативно.

А что недостатков нет? Конечно, есть, их не может не быть (мы же пока еще не в раю живем). Камера шумновата на очень темных сценах, имеет возможность сохранения снимков без сжатия в формате TIFF, но получающиеся при этом файлы большого размера не удастся сохранять на накопитель IBM MicroDrive (впрочем, это скорее недостаток самого MicroDrive'а – уж слишком он прожорлив в плане электричества). Нельзя использовать встроенную и внешнюю вспышки одновременно. К моторизованному управлению фокусным расстоянием нужно привыкать – оно отличается от привычного по пленочной технике ручного.

Вот только общее удобство и ориентация именно на фотографа заставляют забывать все эти недостатки. А ведь камера еще и построена с использованием операционной системы Digita а это означает, что можно самостоятельно расширять её возможности при помощи скриптового языка DigitaScript.

Так что вывод прост – если вы фотограф любитель и "дозрели" до необходимости использования цифровой камеры, то EI-2000 это именно ваш случай. Она не будет вынуждать вас привыкать к чему-то или вовсе менять складывавшиеся годами привычки. Она просто добавит возможности цифровой техники к давно понятному вам фотоаппарату. Даже внешне ничего не изменится и люди вокруг будут считать, что вы снимаете обычной пленочной камерой. Так что можно будет полностью посвятить себя фотопроцессу.
Вот только не рекомендую брать обычный цифровик (особенно от "не-фото" производителей) в руки после общения с Pentax EI-2000. Вы просто перестанете понимать, почему там все сделано не так как нужно (как в вашей камере) а люди, не пользовавшиеся EI-2000, не будут понимать вас.

Итак, если в середине нашего рассказа (помните?) вы не отправились в фотомагазин пробовать EI-2000 то рекомендую проделать это в ближайшее время.


© 2001 Денис Климович